1. Заговор на удачную рыбалку
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Небесной Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, и всем святым ангелам и архангелам. Отступися, диавол, от всех дверей и от всех углов храмины сея, и от всех узлов ленных1 и постело́льных, и конопляных и всяких разных ловушек. Здесь тебе нет ни места, ни части; здесь с нами, с рыболовами, рабами и рабынями (имярек), честный крест Господень; здесь святая Троица: Отец и Сын и Святый Дух; здесь Мати Христа Бога нашего, Пресвятая Богородица держит во правой руке цвет и траву и дает нам, рыболовам, рабам и рабыням (имярек), обкуривания для и сохранения нашей рыбной ловли, льняных и посконных и конопляных ловушек, красной рыбы, семги и белой рыбы, рака и щуки, и прочих2. Здесь начальники сил небесных, Михаил и Гавриил, и Уриил и Рафаил, херувимы и серафимы и все небесныя силы; здесь святый Иоанн Предтеча, и здесь святые апостолы Петр и Павел и держат во правых руках Адамов крест, цвет и траву, и золотые ключи, и дают нам, рыболовам, рабам и рабыням для-ради сохранения нашей рыбной ловли, для красной рыбы, семги, и белой рыбы, рака и шуки и прочих разных, всех белых рыб. И здесь все святые апостолы и три святителя и учителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст честный; здесь с нами, с рабами и рабынями (имярек), святый Николай, великий хранитель, и здесь русские чудотворцы: Алексей и Иона; здесь мученик Агафон, здесь мученик Христов Никита. Здесь, с нами, с рыболовами, с рабами и с рабынями (имярек) мученицы Христовы, Екатерина и Варвара, держат ладон и кадило и дают нам (имярек) для обкуривания льняных сетей и всяких разных наших ловушек. И все честные ангелы, хранители наши, берегите и стерегите нашу рыбную ловлю, на всяк день, и на всяк час, и на всяку ночь, в ветху и в новцу, и в меженных днях перекре́йных, на заживе дней и на заживе нощей3. Силою честнаго и животворящаго креста Господня охраняй нас, Господи, рыболовов, рабов и рабынь (имярек), на сем древе крестном распятый Иисус Христос. Аминь (трижды). По благословению Господню идите святые ангелы, ко синю морю с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте синее море ветром и вихером и сильною погодою, и возбудите красную рыбу, семгу, и белую рыбу, раки и щуку, и прочих разных рыб, и гоните из-подо мху и из-под виченого куста, и от крутых берегов и желтых песков и чтоб она шла бы к нам, рыболовам, рабам и рабыням (имярек), в матушку реку быструю Двину, и в разныя реки и озера, и во всякие водяные протоки; и не застоялась бы на красном солнце, и не загулялась бы с охотной4 травы, и шла бы к нам, в наш рыболовный завод, и не боялась бы и не петилась5 наших ленных и по́сконных и конопляных сетей, и всяких разных наших ловушек. He дайте, святые ангелы, очам ея виду, ушам ея слыху и еще, святые ангелы, сохраните нашу рыбную ловлю от уроков и от прикосов, от еретика и еретицы, от клеветника и клеветницы, от мужной жены и от вдовицы и от девки-простоволоски, и от всякого ветреного6 проходящаго человека, отныне и до века. Аминь. Христос воскресе!
(Арх. г. и у., зап. А. Харитонов)
2. Рыбий прикос
a) Говорить слова на уды и на рыбицу, какую Бог даст:
Буди моя рыбица не прикослива и не урослива, иди ко мне рабу божию скоро, безпопятно и безповоротно, против быстрыя воды осенния реки, назад не оглядывайся и в сторону не отворачивайся, иди ко мне рабу божию ежечасно, на утренней зори и на вечерней зори, в мои железныя уды, рыбица налим большоголовой и востроносица щука, красная рыбица семга, иди ко мне, рабу божию N., по всяк день и по всяк час, на утренней зори и на вечерней зори, в день под солнцем, а в ночь под месяцем и под частыми звездами и под всею окружностию Божиею... Тем моим словам ключ и замок именем Господним, Духом святым, во веки веков аминь. А которое я, раб божей, слово узабыл, узапамятовал, то мое слово буди в том же кругу, и вострее вострого ножа, булатного топора, быстрее ключевой воды, именем Господним, Духом святым, во веки веков, аминь, за аминем аминь.
(Крестьянин Леонтьев, Холмогорского уезда)
b) Для рыбной ловли и для налимов и для щук и для семги и для всякой, какую Бог даст на уду.
Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Стану я, раб божей, благословесь, пойду перекрестесь, из избы дверьми, из дверей воротми, выйду в чистое поле, под восточную сторону, в зеленую дуброву и стану я раб божий на восточную сторону лицом и помолюся и поклонюся истинному Христу, Царю Небесному, и буди я раб божей промышленник не урослив и не прикослив от своей крови, и от своей думы, и от буйного ветра, и от своего глаза, и от своего сердца, и от людской думы и от молвы, от людского глаза. А кто злой лихой человек подумает на мой добыток и на промысел, и то бы ему себе да в пазуху, а что он радеет себе, то и мне на мой добыток и на промысел, по всяк день и по всяк час, и по всяку ночь; и тем моим наговорным словам и словесам ключ и замок, именем Господним, Духом святым, во веки веков, аминь.
(Крестьянин Леонтьев, Холмогорского уезда)
3. Слова, рыбу лучить
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь. Как да народ Божий — православныи крестияна из церкви, з домов и изо всяких мест, и за Спасом и за Пресвятой Богородицей идут на ердан, и прийдут на ердан и станут, с места на место не перехаживают и не погуливают, так же бы ко мне рабу божию имр. рыба в лучь всякая шла: лохи, семга, харьюсы, сиги, щуки, налимы, ези, подъязки, окуни, сороги и всякая рыба шла с ям, с плес и с травы, из лапуги, из крежьев, из ручьев, изо всяких мест на место дресвы и на росини, и приидут в лучь и стали бы они, с места на место не перехаживали и не погуливали на утрянной зори, на вечерной зори и середи ночи темной, не боялись бы они ни козы, ни луча, ни лодки, ни остожья, ни шеста, ни меня раба Божия и., ни товарища моего кормщика (имрек) — всегда ныне и присно и во веки веков, аминь.
Говорить сие трижды, как станешь лучить зажигать. К тому же:
Как престол Господень стоит среди олтаря не шевелится, не похаживат, также бы у меня раба Божия имерек рыба с луча не шевелилась и не похаживала на утренней зори, и на вечерней и на середи ночи темной.
И говорить сие трижды, и к тому ж: как поп стоит на ердане не шевелится и не похаживает, так бы и у меня р. Б. и. рыба с лучу не шевелилась и не похаживала на утренней зори, на вечерной зори и среди ночи темной. Говорить сие трижды.
Обереж как первую рыбу добудешь и с остроги снимешь, и говорить в рот сей трижды и плюнуть: чур моей рыбы и чур моего промыслу, чур моей думы крови, чур меня р. Б. и. промышленника, чур моего коршика.
И положить рыбу в лодку и поезжай, Бог в помощь.
(От г. Хромцова)
4. Заговор для удачного лова рыбы
Пойду я на быстру реку, на ей есть рыбки потрепущи, и спустили бы мы невод, как шелков поясок, и в этот неводок, в каждый поводок, наскакало бы рыбы, как чины (?).
(Доставил г. Никольский из г. Мезени)
5. Заговор при наживке червей на крючок
Когда наживляют на крючок червей, а иногда рыбу, то приговаривают:
Рыба свежа, наживка сальна (жирна), клюнь да подерни, ко дну потяни.
(Записано г. Ефименко, в Холмогорах)
6. Заговор на уженье
Для того, чтобы на удочку попадалась крупная рыба, поймавши маленькую рыбу, секут с приговором:
Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядю и т. д.
Думают, что после этой операции малая рыбка уже не будет идти на удочку.
(Записано г. Елизаровым в г. Архангельске)
7. Заговор для удачи на рыбном промысле
По благословению Господню, идите Св. Ангелы ко синю морю с золотыми ключами, отмыкайте и колебайте синее море ветром и вихрем и сильною погодою и возбудите красную рыбу и белую рыбу и прочих разных рыб и зверей морских, и гоните их из-под мху и кустов, от крутых берегов и желтых песков, и чтоб они шли к нам — рыболовам и звероловам (перечисляются имена всех промышленников) и не застаивались бы на красном солнце, и не залеживались бы на льдинах среди моря, и шли бы в наши заводи, сети и ловушки, и непятились бы наших ленных и конопляных сетей, и всяких разных ловушек, и не пужались бы наших выстрелов и колотушек. Не дайте св. ангелы, тем зверям и рыбам: очам их — виду, ушам их — слуху, и еще, святые Ангелы, сохраните нашу рыбную и звериную ловлю от уронов и от прикосов, от еретика и еретицы, от клеветника и от клеветницы, от мужней жены и вдовицы, и от девки-простоволоски, и всякого ветреного проходящаго человека и порчельника, от ныне и до века. Аминь. Христос воскресе.
(Доставил г. Никольский из г. Мезени)
8. Заговор на удачный улов
Сказать трижды:
Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку матню.
(Южн. Сибирь, зап. С . Гуляев)
9. Заговор на удачный улов с окуриванием ловушки
Чтоб был улов рыбы, надобно взятъ свечу, горевшую на Страстной неделе во время стояния у христовской заутрени, и окурить ею ловушку рыбную, приговаривая:
Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова лепки и крепки! Тем моим словам рот, зубы — замок, язык — ключ, в море брошены.
(Зап. М. Кривошапкин)
10. На приход семги
Стану я, раб божий, благословясь, выйду, перекрестясь, из двери, из ворот в ворота, выйду в далече в чисто ноле. Там есть мой булатный конь. Скачет, пляшет по пенью, по коренью, по валучему каменью. Не имат он над собой ни уреку, ни призору, ни лихого человека оговору, ни своей худой думы. И так же бы у меня, раба божия, и скакала бы и плясала бы по тони семга, корой светла, рыба красна, и не знала бы над собой ни уреку, ни призору, ни лихого человека оговору, ни своей глупой думы. На тебя, семга, я булатен нож точу, хочу поколоть и зарезать, бога не боюсь, людей не страшусь. Будь мои молодецкие слова — небо ключ, земля замок.
Источники заговоров на рыбалку (рыбную ловлю):
1 — Отечественные Записки 1848 г.
2, 3, 4, 5, 6, 7 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
8 — Библиотека для Чтения 1848 г.
9 — "Енисейский округ" М. Кривошапкина, I.
10 — Н. П. Колпакова-Карбузова. — Промысловые мотивы в фольклоре Терского берега. Сборник статей к 40-летию ученой деятельности акад. А. С. Орлова. Л. 1934.
1 Льняных.
2 Архангельские рыболовы действительно обкуривают рыболовные снаряды разными травами, которые считаются полезными для успешного лова рыбы, или же, истерши эти травы в порошок, привязывают мешочки с таким порошком к неводам.
3 Зажив — приращение к чему, увеличение чего; зажив дней — поворотное время солнца, время, в которое начинают увеличиваться дни (10 декабря [по старому стилю] ). Зажив ночей — время, в которое начинают увеличиваться ночи.
4 Некоторые травы речные и озерные называются «охотными»; рыбаки сказывают, что рыба, в определенное время, по внутреннему побуждению, начинаетъ есть эту траву и, в следствие этого, стадиться, случаться.
5 Пятилась.
6 Ветреный человек — порчельник, по ветру напускающий на людей порчи и болезни, именно икоты, стекла и волосци.