Заговоры на природу (на явления природы)

 

1. Заговор при падении звезды

Падающия звезды означают кончину праведника; поэтому при падении звезды говорят:

Аминь, аминь, аминь!

При этом крестятся.

(Сообщ. учит. холм. приходск. училища Елезаров)
 

2. Заговор при дожде

a) Приговаривают речи: Мать Божья! не давай дождя, давай солнышка, да высоколнышка.

(Записал Н. А. Иванов в г. Пинеге)
 

b) Чтобы дождь перестал, дети приговаривают:

Дождик, дождик перестань, мы поедем на ердань, Богу молиться, Христу поклониться. Как у Бога сирота, затворяй ворота, ключиком-замочком, золотым платочком.

(Сообщил Н. А. Иванов из г. Пинеги)

 

3. Молитва ветру

В Поморье Кемского уезда пред возвращением промышленников с Мурманского берега домой, бабы целым селением отправляются к морю молить ветер, чтобы не серчал и давал бы льготу дорогим летинкам. Для этого они  предварительно молятся крестам, поставляемым во множестве на всем Беломорском прибрежии. На следующую ночь после богомолья все выходят на берег своей деревенской реки и моют здесь котлы; затем бьют поленом флюгер, чтобы тянул поветерье и притом стараются припомнить и сосчитать ровно 27 (3×9) плешивых из знакомых своих в одной волости, и даже в деревне, если только есть возможность к тому. Вспоминая имя плешивого, делают рубежек на лучинке углем или ножом; произнося имя последнего, 27-го, нарезывают уже крест. С этими лучинами все женское население деревни выходит на задворки и выкрикивает сколь возможно громко: «Всток да обедник пора потянуть! запад да шалоник пора покидать! Тридевять плешей все сосчитанныя, пересчитанныя; встокова плешь наперед пошла.» С этими последними словами бросают лучинку через голову, обратясь лицом к востоку, и тотчас же припевают: «Встоку да обеднику каши наварю и блинов напеку; а западу шалолонику спину оголю. У встока да обедника жена хороша, а у запада шалоника жена померла!» С окончанием этого припевка спешат посмотреть на кинутую лучину: в которую сторону легла она крестом, с той стороны ждут ветра. Но если она опять провозвестит неблагоприятный ветер, то прибегают к последнему, известному от старины средству; сажают на щепку таракана и спускают его в воду приговаривая: «поди таракан на воду, подними таракан севера».
 

4. Заговор к морозу

На Страстной неделе в четверг, каждая хозяйка дома, приготовляя пищу для этого дня, варит кисель из овсяной муки и оставляет от него некоторую часть к дню Светлого Воскресенья. В этот день, обыкновенно после обедни, разговевшись, она ставит на стол остатки четвергового киселя и к нему чашку с молоком. Как только приступают к этому кушанью, старший из домохозяев, раскрыв окно, говорит:

Мороз, мороз, поди к нам кисель с молоком хлебать, чтоб тебе наше жито в поле сберегать, градом не бить, червем не точить и всему бы в поле целу быть.

После такого приглашения мороз сберегает поля от всякого истребления.

(Александровск. у., зап. К. Тихонравов)
 

5. Заговор для утоления вихря

Как вода огонь заливает, так и слова мои бурю утишают. Аминь.

Говорить трижды.

(Влад. г.)
 

6. Заговор от засухи

Выхожу я, удал добрый молодец, из ворот в ворота, в чистое поле, заговором заговариваюся, на все четыре стороны покланяюся, вижу: лежит гроб по верх земли; земля того гроба не принимает, ветер его не обдувает, с небеси дождь не поливает, лежит в том гробе опивец зубастый, собой он головастый, как гадина, в гробу распластался, язык его в темя вытягался; Божии тучи мимо проходят, на еретника за семь поприщ дождя не изводят. Беру я, раб Божий, от дупла осинова ветвь сучнистую, обтешу арясину осистую, воткну еретнику в чрево поганое, в его сердце окаянное, схороню в блате смердящем, чтоб его ноги поганыя были не ходящия, скверныя его уста не говорящия, засухи не наводящия; лежал бы в земле, ничем недвижим, окаянные бы его на ноги не подымали, засухи да поля не напущали; окаянный бы их набольший кружало, самого сатаны нечисто воздыхало, в триисподнюю был проклят; аминь; помоги, Госдоди; словесам моим утверждение.

Нередко случается, что крестьянин соединяет слова этого заговора с теми действиями, которые в нем упоминаются.

(С. Канава, Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
 

7. Заговор, чтобы скорое и хорошее лето было

В день памяти 40 мучеников пекут из сдобного теста жаворонки; с ними дети залезают на повети и на крыши, и кричат:

Жаворонки прилетите, красно лето принесите!

(Троицк. у. Оренб. г., зап. В. Аманацкий)
 

8. Оберег, чтобы дом устоял при сильном ветре

Оберег на ветер, чтобы дом устоял во время бури, при сильном ветре.

Господи Боже, благослови, Христос, на святую Божью рученьку. Всякая сечинка, щилочки и дырочки, и дверцы, воротца. Сохрани, Господи, дом со окладного бревна до охлупня.

(Зап. в д. Ивановское (Герасим Двор) Архангельской обл.)
 

Источники заговоров на явления природы:

1, 2 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
3 — Год на Севере, Максимова. I, 385.
4 — Владимирские губернские ведомости, 1864 г.
5, 6, 7 — Археологическое Общество. (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
8 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.