Собрание русских народных заговоров на пчёл, мёд, пасеку и пчеловодство.
1. Заговор на посажение пчел в улей
Пчелы роятся, пчелы плодятся, пчелы смирятся. Стану я на восток, против дальней стороны, и слышу шум и гул пчел. Беру я пчелу роя, окарая, сажаю в улей. Не я тебя сажаю, сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное солнышко, сажают тебя и укорачивают. Ты, пчела, ройся у такого-то, на округ садись. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги ключом, замком; а бросаю свои ключи в Окиан-море, под зеленый куст; а в зеленом кусте сидит матка, всем маткам старшая, сидит и держит семьдесят семь жал, а жалит непокорных пчел. А будет вы, пчелы, моим словам не покоритесь, сошлю я вас в Окиан-море, под зеленый куст, где сидит матка, всем маткам старшая, и будет за ваше непокорище жалить вас матка в семьдесят семь жал. Слово мое крепко!
2. Пчелиные слова
Изосим и Саватий Соловецкие, которые, по преданию первые ввели пчеловодство даже на Соловецком острове, признаны были распространителями и покровителями пчел и бортей во всей русской земле. В народе составился особый молитвенник, в роде целого молебна, об изобилии и сохранении пчел в ульях пчеловода. Устав чтения этого молитвенника таков: «Сей молитвенник и свиток читать на праздник Благовещения Пресвятыя Богородицы, на вербное и светлое Христово воскресение, между заутренями и обеднями в мшенике или на пчельнике. И высеки из громовой стрелы огня и положи в чистый сосуд, и в тот сосуд положить роснаго ладону, и окружить на пчельнике или во мшенике, и поставить свечу Изосиме и Саватию, Соловецким чудотворцам, и помолиться им с верою, и держать сей свиток в самой чистоте, три раза аминь».
В молитвеннике этом, после «прославления благости Господа к уповающим на него», состоящего из псалма: «живый в помощи Вышняго» и пр. читается дважды молитва к пчелам: Господи И. Х. С. Б., помилуй меня, грешнаго раба своего (им.). Господи благослови, аминь», затем следуют самые молитвы, их всех семь. Первая из них читается:
На морье-окиане, на острове-кургане лежит камень алатырь от конца века сего, и на том камне сидит ангел и Спас-образ с ангелы и архангелы и со Пресвятою Богородицею Божию дево-владыцею Матерью Мариею, и великии помощники Божии Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы. Посла их в Нарименския горы за силою пчелиною поймать крапчика и матку и посадити в зезл свой: подите дорогою, будет за вами погоня, то вы бросьте зезл свой в правую сторону. То они посланники Божии, Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы с архангелом Гавриилом, по Божию велению, пойдоша за силою пчелиною в Папа-Рымския земли, в Рымския горы, и пойдоша путьем к западу и до востоку, и дошед они посланники в ту землю, Изосим и Савватий Соловецкие чудотворцы, поймали крапчика и матку и посадиша в зезл свой и пойдоша путьем к западу и до востоку. Архангел Гавриил поднимает от земли всю силу пчелиную. Как восток имай, облацы поднимаются, тако бы поднималася сила пчелиная и пошла за Изосимом и Савватием, Соловецкими чудотворцами, силою небесною и Духом Святым. Идоша по надлежащим путьям и по тропам, то учинилася погоня из неверния земли, тогда архангел Гаврииль повелел Изосиму и Савватию бросить в правую сторону зезл и крапчика и матку возгнание дороги. То учинилася погоня, неверные догнаша и обыскаша по надлежащим путьям и тропам. И рече святый отец милостивыи: посланники Божии Изосим и Савватий, Соловецкие чудотворцы, возмите зезл свой, благословите и оградите путь сей и дорогу крестом и зезлом с востоку и до западу и со западу до востоку. И приведоша крапчика и матку со всею силою пчелиною и к тому ж собору Божию и ко Престолу Господню к ножиям Спасителя. И рече святый отец Изосим и Савватий: Господи! пришед еси по вашей седмице по твоему повеленью, сохранен и помилован вашими святыми молитвами. Ты еси Бог наш и Спаситель, ты еси нас спасл во всякой час и во всякое время. И приведоша к нозем твоим крапчика и матку со всею силою пчелиною. Куда, Господи девать и сажать? Господь же благословив и освятив духом своим святым, и преда и Господь Изосиму и Савватию Соловецким чудотворцам, и велел пустити от востока и до запада во всероссийскую землю, в темныя леса в угодныя древа, православным хрестианам и ко мне рабу б. (имя реку). Создай Господи милость свою, посли и надели мне рабу б. во дворье, в лесу и на пчельнике мои пчелы старыя и молодыя молитвами праведных отцов Изосима и Савватия, Соловецких чудотворцев. Как приведено по повелению твоему Господи из неверной стороны во всю российскую землю на канон и на воск, на фимиян и на всякую утварь церковную укрепление и утверждение скончания века сего, такожди Господи утверди у меня р. б. (им.), в пчельнике, во дворе, или в лесу на пчельнике пчел старых и молодых, до скончания века сего Духом Святым и преподобных отцев. Изосима и Савватий, помилуйте святыми своими молитвами у меня раба б. во дворе или в лесе, на пчельнике пчел молодых и старых, на выстановке во всяком году, во всяком месяце, в четверти и полчетверти. Около ограды пчельника моего обойду, духом Святым окурю от всякаго глаза, от мужскаго, от женскаго, от простоволосых девиц, от чернца и от черницы, от колдуна и от колдуницы, от еретика и от еретицы, от нечистоты и от лихаго человека и от чужих налетных пчел в ограду мою валитися, дабы от пчельника моего не отлетали старые и молодые до скончания века сего. Как по повелении твоему, Господи, океану-морью всеморья покорны, реки и источники и потоки текут непрестанно денно и ночно, так бы, по повелению Божииму, чужая пчела моей пчелепокорна была завсегда, по всяк день и час. Спаси Господи и помилуй меня раба своего (им. рек), на пчельнике мои пчелы старыя и молодыя от всякаго зверя и от всякой птицы, и от водянаго потопленья и от нечистаго духа, и от лукаваго человека; покажи Господи милость свою, пришли и надели своим Божиим повелением и наделением моим пчелам, со всякаго дерева, со всякаго цвета стараго сухаго, и сераго, и со всякаго плоду брать на воск и на канон. Не повели Господи портить моих пчел ни колдуну, ни колдунице, ни еретику, ни еретице, ни дьявольским научениям и всякому злому человеку. Сохрани и помилуй от ныне и до века (три раза) аминь. Земля замок, небо - ключь, трижды аминь.
(Встречается и в Архангельской губернии.)
3. Пчеловодческие заговоры
Сказание о науках ко пчелам.
Псалом ис кафизьмы четъвертой.
1. Сказание об науках ко пъчелам, аще кто хощет пчел водит(ь)
И обреди себе где тебе любо на огород, и возьми малой горъшечик, отмерей в нево тридевет(ь) ложак воды и принеси, где ставить огород, и поставь на том месте, и въстань поутъру рано, тою ж лошькою отмерей воду. Буде воды не убавица, то поставь тут, а буде убавица, то не стонови, а где поставит огород, то городи ее твердо.
И с(ъ)езди в добрую реку, и поймай три рыбы: щуку, окуня, плотицу, чтобы они с ыкрой были, или одну щуку свари и вези ту рыбу накануне Рожества живую в воде и, принесши ту рыбу, отреш щуке голову среди того огороду и положи ту голову в простой улей, а ту рыбу всю высуши и молъви так:
(1) Как ета рыба в мори водица и плодица и не переводица и во всех быстрых реках, так же бы моя пчела ускаривала, водилась и плодилась и не переводилась.
И распластай тое рыбу и высуши и, высушивъши, заверьни в платок и завяжи и повесь до Чистаго Четьверьга, чтобы в целости была и в Чистой Четьверьг чтобы был инъбирь и перец, и полевой чебренец, и свари ярой пшеницы в малом горъшечъке, и, сваривши тое пшеницу, отложи во иное судно три лошки. На Благовещение возьми просьвиру и принеси прямо в огород, и потри все ульги тою просвирою, чтоб все пъчелы слышели, и молви:
(2) Так как христиане православные радуютъся и веселятъся Благовещению и просвире, так бы мои пчелы веселились и радовались мне, рабу Божию имъраку.
И спряч тое просвиру до Чистаго Четьверга, чтоб была святая богоявьленъская вода, и положи ту воду в вареную пшеницу, и положи в ту пшеницу побольше меду, и в ту пшеницу и воду натъри инъбирю и перьцу, и полеваго чебренъцу, и ту просвиру искроши, и положи в мед, и свари гореченька, и выстуди, и закармълевай в Чистой Четьверьг до солнъца, чтобы люди не видали.
2. На выпуск пчел. Наука 1
(1) Помолися Богу Спасу всемилостивому и пресвяте Богородице, Михаилу арханьгелу, апостолом Петру и Павълу, Козме и Домиану, великому святителю Николаю чудотворцу, преподобному Зосиме, Саватию и все святыя святители, ходите ко мъне на помощь, к рабу Божию имраку.
И говори ты:
(2) Моя пчела, ускаревай, поди в чистое поле, в зеленые луга и во болоты, на разные цветы по густые меды, по ярые воски. Поди ш ты, моя пчела, ускоревай медьвежъею силою, волч(ь)ими зубами, аленьими рогами, Львовыми ногами, в чистое поле, в зеленые луга и во болоты на разъныя цветы по густыя меды; рои засевайте, рои спущайте на остров и на гречу. Как черъная греча и всякая трава не может против кос стоять, так бы чужие пчел(ы) не могли против моих пчел стоять. Как река Ильмень течет, рвет она берега и землю несет и животъной полна(?), так же ты, моя пчела, поди по большим пъромыслом, рви и дери, и себе в пасику неси, тако ж, моя пчела, ускаревай, сама к чужим пчелам не ходи и к себе чужих пчел не води. По мое слово, а мое слово тьвердо. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
И прочитай псалом 26 Госпоть просвещение мое из кафизмы 4. Ищи напреди сего.
3. Наука 2
Поди в поле и найди перъвой камень, чтоб можно подьнять зубами, а не примаючи руками, и понеси к себе в пасику зубами и вырой сколько можеши яму, и положи щучъю голову, которая отрезана накануне Рожества, и положи ту пшеницу в яму, и зарой земълею, и молви:
Как етат камень не выдет и(с) сырой земъли, и как етат камень тверд и крепок, так же бы мое пчелы мед тверд и крепок, а чужие пчелы как вареная пшеница; не даст в сыру земълю плода, так же бы мои пчелы не дали чужим пчелам плода. Аминь 3 ж.
4. Наука 3
Как того камени не может никто вкусить, так бы моих пчел злы человек и злая жена, и чужая пчела не могла учинить зълаго. И как тот камень тверъд, так бы языки у рта затьверьдились и серца злых людей, которыя бы мысль мыслили на мою пчелу Божию помощию и дейсътвом Зосимы, Саватия. Аминь 3 ж.
5. Наука 4
Еще для подтверъжения пасики от злых людей возми миру и обнеси около пасики и молви:
Так как бес святаго миру не может християнин быти, так бы не могли мои пчелы пробыть без моей пасики и без меня, раба Божия имърака. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
6. Наука 5
От нагону чужих пчел выколупи ис чел трех печей и вынеси на огорот, и молви:
Так как победил Самъсон сильнаго льва, так же бы мои пчелы поедали чужую пчелу не сами собою, но Божию помощию и действом святаго Изосим(ы), Савватия. Аминь 3 ж.
7. Наука 6
От чужих пчел.
Как не может никакая трава стоять против косы, так бы чужие пчелы против моих пчел стоять не могли. Аминь 3 ж.
8. Наука 7
Чужия пчелы худыя овъцы, а мои пчелы сильные медьведи, резъвыя волки. Как волк отнимает скотину от стада и как бойца всякая скотина волка, так бы боялись чужия пчелы моих пчел на сходе и на слете, всегда боялись моих пчел и покоръны бы были им. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
9. Наука 8
Аще рой не сядет.
Создал Бог небо и землю и сотъвори перьвую слугъбу на земьли, и припадоша к нему аньгели, аръхангели, так и ты, рой, к земъли.
10. Наука 9. От пчел
Как царь Давыд победил Галиафа и как победил Самсон иноплеменики, так бы мои пчелы победили чужих пъчел, которые прилетают и (о)тбирают их мед, Божию милостию и всеми святыми и действом святаго Изосимы, Саватия. Аминь 3 ж.
11. Наука 10. О тихости
Господи Исусе Христе Сыне Божи. Как сам Господь Бог небесны основал сыру земълю тиху и кротъку и как сыра земъля не играет и не шуръмует с горами и з долами, и со въсеми своими быстрыми реками, и с темными лесами, и со въсем своем, так бы, мать пчельная, сять тихо и кротько во своем осику и во своих угодьех, не играй и не шуръмуй со въсею своею силою пчельною. Подите вы, мои пчелы, за медом, за хълебом, за своим промыслом на все четыре стороны. *Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
12. Наука 11
Которые пъчелы не рояца, возьми воды из девети колоцев, и покропи их, и молви:
(1) Как сия вода колодезьная гремячая не истекает и не исъчеръпаеца, так бы моя пчельная мать не изълетала и не износила из моей пасики и от меня, раба Божия имрака. *Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
Или жене бърюхатой на выстовъке вели поставить на место и молъвить:
(2) Так как я, жена, родима и плодима, так бы мои пчелы родимы и плодимы у меня, раба Божия имърака. Ныне и присно и во веки веков. Аминь 3 ж.
Или проверьти назади дыру и повороти задом наперет, станут роица.
13. На(ука) 12
Возьми пены и смешай с перцом и с медом, и закарьмлевай всю пчелу, и молви:
Как сия оводы не отходят, так бы пчельная матъка не отходила во ины пасики от меня, раба имърека. Аминь 3 ж.
14. Наука 13
Как сильные воды разъливаютъся по мъхам, по лугам и по чистым полям, так бы мои пчел(ы) расходились по чистому полю со всею своею силою пчельною на все свои четыре стороны. *Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
15. Наука 14
Есть на море на кияне около острова Буяна ходит рыба белуга и пожирает всякую рыбу и въсякую гадину, так бы мать пчельная со въсею силою пчельною у раба и(м)река поедала пчелу на меду и на цвету, и на осику. Подите вы, мои пчелы, за медом и за хлебом, за своим промыслом на все четыре стороны.
И прочитай сие 3 ж.
16. Наука 15
Как станет рой обвиваца перьвой в пасике, и говори так:
Господи, благослови от Бога и от святаго Изосимы и Саватия, и подавали б ключи и замъки, и замыкаю раб Божий имрак горы горящия, кубы кубящия, и как матъка пойдет из моей пасики своими детьми, и тут будеши проклета от Бога и от святаго Изосимы и Саватия. Аминь 3 ж.
17. Наука 16
Как станет рой из улья выбиваца, и ты деревъцо сухое воткни в землю и молъви:
Как оное древо примица и корением окореница, и ветовие пустит, тогда ты, матъка пчельна, пойдеш из моей пасики своими детьми и ты будеш проклета от Бога и святаго Изосимы и Саватия. Аминь 3 ж.
18. Наука 17
Поди на реку и возьми воды, переходи чрез тое реку трижды и переходя молъви тридеветь рас:
Как мать река Ильмень течет и(с) своих холмов, из усьев своею честию и хвалою и как у той реки берег с берегом не съходица, так бы мои пчелы с чужими пчелами не сходились. На чужую не ходите и к себе не пускайте. *Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь Зж.
19. Наука 18
Когда у кого рой утечет, чтоб его верънуть назат, и говорить так: Господи, в потоп Ноев верънул голубя в ковъчег Ноев назат, так верьни, Господи, роя пчельнаго до моей пасики и до меня, раба Божия имърака, Божию милостию, и всеми небесными силами, и действом святых Изосима, Саватия. Аминь.
И проговори 3 ж.
20. Наука 19
Когда станет роя сажать в улей, и посадя сыми с себя пояс, и опояш тот улей, и молись образу, и говори стих: Помолюся Богу Съпасу всемилостивому, и прочитайущи на воск 3-жды, напреди и по конце молви:
Так как от мене, раба Божия имърека, поес не отходит, так бы мать пчельна со въсею силою своею пчельною не отходила из моей пасики и от мене, раба Божия имрака, Божиею милостию и всеми святыми небесными силами, и действом святаго Зосимы, Саватия. Аминь 3 ж.
И как царь на царъство садица веселица и радуетъся, так бы мать пчельная в улей садилась и веселилась и радовалас со всею силою. И возми земъли и брось в улей и молъви:
Так, как матъка сыра земъля родима и плодима, так бы мои пчелы родимы и плодимы были.
И проговори 3 ж:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3 ж.
И сажай в улей.
21. Наука 20
Найди в поле слепую кась, и отсеки ему голову, и обнеси около пасики, зарой посреде пасики и говори:
Как сей слепы щенок не видал своего круга ходить на восток, на запад и на полунощ, так бы мое пчелы не видали у мене, раба Божия имърака, Божию милостию и всеми святыми, действом святаго Зосимы, Саватия. Аминь 3 ж. Мед носите, детей плодите, на чужую не ходите, чужой к себе не пущайте.
А которую земълю, чем зароеш слепу щенъка, и тою земълею посыпай роев, когда станут роица.
22. Наука 21
Как станет роя сажать в роевъню, говори:
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь 3. Как дет(и) без матерьнева благословения никуды не отходят, так бы николи пчелина мать дому своего не метала до скончания века и мене, раба Божия имърака. Аминь 3.
23. Наука 22
Как станет роя в улей сажать и в тот улей клади осетъровые кости и вытри улей глухой кропивой и во въсех любят пчелы жить в них.
24. Наука 23
И как станут пъчелы роица, ты стань на осику, на одъном месте ногами крепъко, ис пот правой ноги вынь земли и кинь в рой и говори:
Как земъля не играет и не шуръмует, так бы мои рои не играли и не шуръмовали Божию милостию и всеми святыми небесными силами и действом святаго Зосимы и Саватия. Аминь, аминь, аминь.
25. Наука 24
Как станет роев в улей сажать и говори:
Тако помянет Господи святых и праведъных Богоотец Иоакима и Ану.
И вынь ис под правой ноги земъли и огради крестом образа пчельной улей.
Помяни, Господи, праведъных Богоотец Иоакима и Аны. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 3 ж.
26. Наука 25
Аще кто хощет пчел водить, и ты возми с еръдани воску или свечь с воды, как придут с ердани, и ты возми тот воск, положи в чаръку медъну, и как станет на высътавъке, и ты поставь тое чарку пред ульями и поболе положи пъчел. Станут водица и не отлетят и чужие не налетят, только бы кто куречъя говъна не потъкинул, а буде много улей, кои ты передо въсех помаленьку, и оне сами станут в порождие ульи роица. Только води в чистоте и пъян к ним не ходи.
27. Наука 26
Ежели чужие пъчелы наваляца, то ты въставь дутъку в тот улей, на которой наваляца, а ево затъкни наплотьно. Как день пройдет, то и ночей, затькни дутъку и так 3 дъни делай, то и сама матъка в улей прилетит.
(ГИМ. С обр. Е .В .Барсова. № 2505. Последняя треть ХVIII в.)
4. Способ как пчел водить (с заговором)
Во-1-х, взять в Троицын день травы близ священника и нада иметь крещ(еную) воду святую, покропить чем, как первой раз пускать на волю, и говорить:
Во (имя) От(ца) и С(ына) и С(вятаго) Духа. Молитвама святых отец наших соловетцких чудотворчев Зосима и Савватия. Пущаю пчел моих на волю, да будут несекомы никакими пчелами, молитвами святаго чудотворца Николая, Никиты священноначальниче имел у себя в трости пчел, от всего спасаемыя, и спаси моих пчел и от всякаго еретика и еретицы, колдуна и колдуницы, да не будут мои посекаемыя никакими пчелами младыя старыми, да будут водится молитвами святых отец наших Зосима и Савватия соловетцких чудотворцы, и Николая чудотворца, и Никиты сьвещенноначальника, угодников Божиих святы, Николай чудотворцев и всемилостивый святый Филарет, помогите мне рабу Божьему имрак, на всякое время и на всякий час. Аминь Святому Духу. Аминь Святому Духу. Аминь Святому Духу. И во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь.
(ИРЛИ. Древлехранилище им. В.И.Малышева. Оп. 24. № 10. 1810-1820-е гг.)
5. Заговор на разведение пчел
О пчелах.
На море на окияне сидит пчелина матка, всем царям царица от моря окияна. Благослови улей на угодное место поставити и рою привитися от Михаила Архангела и Зосима, Савватия, соловецких чудотворцев, и от Николая чудотворца. Тронулся из улья рой, лететь ему чистой дорогой, ни на лесах, ни на траве, ни на грязе, ни на земле, ни на воде, ни на каком дереве, ни на деревнях, ни на чем нигде, ни в чужих ульях, хотя которые с наговором ставят, то не садися. Лететь ему чистой дорогой, прямым трактом к рабу Божию имярек, где он отведет место, тут и садитца, не нуд(?) не лететь.
(ГИМ. Собр. А. С. Уварова. № 231 (2213). 2-я четверть XIX в.)
6. Заговор от воров и зверя на пасеках
Батюшко красное Солнце и светел Месяц и частыя Звезды и вся Лунь Господня! Как ты, батюшко, красное Солнышко, не стоишь ни день, ни ночь, ни часу, ни минуты, обойди мою пасеку и моих райских птичек-пчелочек вокруг трижды раз и заградите мою пасеку, св. угодники Зосима и Савватий, тыном железным от земли и до небесной высоты и заприте и замкните тремя златыми замками и тремя булатными ключами. — Язык мой — ключ, уста — замок. Амин.
7. Заговор, чтоб пчелы велись на пасеках
Богородица мати Елена в землю садила, заповедью скрепила. Мои райския мухи! сидеть, не шуметь и не греметь, друг друга не рубить, уста свои не кровенить, летать в чисто поле, на зеленые луга, на ракитовы кусты, на медяныя росы, — на чужую пасеку не влетать, на свою не запущать. Язык мой — ключ, уста — замок. Аминь.
8. Заговор от муравьев на пасеке
Царь-муравей! уйми своих детей-мурашей, чтоб твои дети-мураши не ели, не кусали моих райских пташечек-пчелочек; у моих райских птичек-пчелочек тело медно, кости железны. Батюшки-мураши, ступайте на Север, на полдень, на Восток и на Запад! Язык мой — ключ, уста — замок. Аминь.
Источники заговоров на пчёл и мёд:
1 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
2 — Журнал Министерства Народного Просвещения 1863 г . № 1: Щапова, Истор. очер. народ. миросоз. и суеверий.
3, 4, 5 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
6, 7, 8 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.