1. Заговор при искании кладов
Когда покажется счастливцу клад он должен проговорить:
«Чур! чур! свято место, — чур Божье да мое!» или: «чур кой клад с Богом напополам!»
Затем желающий приобресть клад должен накинуть на место клада шапку с головы, что значит оставить в залог голову и никому не поведать тайны. Наконец приговаривают:
«Аминь, аминь, аминь, рассыпься!»
Последние слова говорятся по тому случаю, что клады обыкновенно являются в виде огоньков, горящих воскуяровых свечей, золотых петухов и пр.
(Зап. г. Иванов в г. Пинеге)
2. Заговор, чтобы никому нельзя было взять положенный клад
Кладу я, раб Божий, поклажу, каменным тыном огораживаю, каменною дверью запираю, за тридевять замков, за тридевять ключов, во единый ключ, во един замок, через этот тын, никому не хаживать, никакой птице не летывать; как утвержден Иерусалим на земле, так да утвердится земля на месте твердо; будь, заговор мой, от востока до запада, от седьмого неба и в третию бездну; отдам ключ Михаилу архангелу, Михаил архангел Гавриилу, Гавриил архангел Матушке Пресвятой Богородице за престол, Матушка Пресвятая Богородица, во Иордан реку белой рыбе. Аминь.
(Симбирск. г., зап. В. Юрлов)
3. Заговор при отыскивании клада
Из земли из поганския, из-за моря Астраханского ползет ползун змей Полоз. На том змее три главы, на главах три короны: первая корона казанская, вторая астраханская, третья сибирская. Ползет тот змей, выползает, к поклажам приставников назначает, православных не допускает. Возьму я, раб Божий, копье булатное, вооружусь честным святым крестом, пробожу я змее сердце булатным копьем, отопру я поклажи поганския златыим ключем; а и первая поклажа моя — град велик Казань, а вторая поклажа — матушка Астраха́нь, а третья поклажа — немошна Сибирь; а в казанской стране злато, серебро, в астраханской стране крупен жемчуг, а во сибирской стране честно каменье, соболиный мех.
(С. Ключницы, Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
4. Заговор, чтобы найти клад
На горе стоит на высокой монастырь мал-малешенек, во том монастыре сила Божия, по горам слышен благовест, а ударят в колокол в первый раз — все приставники упадут на нутро земли, а ударят во второй раз — обнажатся сокровищи, а ударят в третий раз — кому Бог благословит, тому достанутся. А монастырь тот — святого Саввы священного, ему и молебен служить, подобно, как пойдешь поклажи рыть.
(С. Ключницы, Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
5. Заговор на поиск клада
На семи горах на Сионских стоит велик столб каменный; на тем на столбе каменном лежит книга запечатана, железным замком заперта, золотыим ключем замкнута. На семи горах на Сионских, на столб тот каменный положил книгу запечатану, железным замком заперту, золотыим ключем замкнуту сам премудрый царь Соломон. Я премудрому царю поклоняюся, Божиим словом вооружаюся, в книге той о поклажах земных справляюся, с благословением на рытву отправляюся. Подаждь, Боже, мне (имярек) приставников злых от поклажи отогнати, злата из земли на добрыя дела взяти, сиротам малым на утешение, Божиих храмов на построение, всей нищей братии на разделение, а мне (имярек) на честну торговлю купецкую.
(С. Ключницы, Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
6. Заговор на отыскание клада
Сам Бог Адонаи, Егова, Эллаг, Саваоф, от имени Господа нашего Иисуса Христа, повелевает, проклинает и отлучает тя с поклажею от всех заклятых стихий, тел и вещей, и ты, сребролюбивый сатана, до разрушится почесть твоя, да повелиши приставу выдать мне поклажу, хотя и не достоин пред Богом, — обаче внемлет молитвам моим. Аще не послушен, лишит тя Господь престола и власти твоея, триипостасным Богом и архангелом буди поражен в вечность, жегом и от престола и власти отлучен. Господи, спаси рабов твоих; аминь. Как ты, матушка белая заря, разрешаешь тьму, такожде разреши хищника от имения сего.
(С. Ляховка, Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
7. Заговор при поиске клада
Трисвятый Владыко, страшный, и страшно имя Твое, Элои, Тфеос, Саваоф, Господь сотворивый человека по образу и по подобию Своему, давый ему власть жизни вечныя и отпадша великим грехом, непрезревый, но устроивый воплощением Христа твоего спасение миру, и паки приидет судити живых и мертвых; от гласа Его все горы загремели, восколебалась земля, разрушились горы, и обнажились основания вселенной, и явятся сокровища земныя. Да будет ныне втуне стража приставников. За сопротивление твое обыдут тя болезни ада и сети смертныя. Да не наведеши трепет и ужас прпближающимся и призирающим и сретающим мя к поклаже сей на девять сажен, на тридевять и на девять девятей, ничтоже в глазах затмит и помрачит; яко приведет выну быти с нами Заступнице Пресвятой Богородице. Господи, да будет молитва наша, яко кадило пред Тобою, прииму жертву не вечернюю и услыши нас молящихся Тебе и отверзи нам двери, их же никто же может затворити; Ты сам изрек устами Своими, аще веруете и речете горе сей верзися в море и будет вам; и мы веруем и рцем: да будет приставник с поклажею пред нами; и положит пред ногама нашима без страха и да не наведет ужаса, и да не коснется здравия нашего и не повредит семейства нашего. Сего ради беру с поклажи земли показати приставнику путь; сего дела полагаю трехместное обиталище. Первое мучить языки непознавших Господа нашего Иисуса Христа. — дондеже познают и обратятся. Второе мучить ругающихся над святыней Господней и третье в непроходимыя места, из трех еже хощеши. Аще же будеши непокорлив и не послушен, за сим последует на тя от Триипостасного Господа Бога нашего велие проклятие. Отлучаю тя, приставниче, именем страшных и многоочитых и шестокрылых херувимов и серафимов, двема крылома лице свое покрывающих во еже не опалитися от неизреченныя славы Божества; и гласом своим небо исполняющих Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф исполнь землю и небо славы Твоея, аминь.
Прочитав означенную молитву, мастер берет чашку с водою и чтобы видеть в ней, где именно нужно рыть клад уже отчитанный, читает над водою следующие слова:
Матушка красное солнце, как ты освещаешь своим светом видение зрака, такожде покажи рабу Божию (имярек) поклажу сию; а ты, матушка свежая вода покажи в себе от небеси и земли сквозь камня и песка и красной глины во славу всех святых.
(Зап. В. Юрлов)
8. Заговор на отыскание клада с помощью трав
Известный в Симбирской губ. кладоискатель, мещанин Андрей Михайлов, умерший в 1854 г., оставил записку следующего содержания: — В книге «Измарагд новый», сиречь «Путеводитель», которая та книга у Михея Петровича Мингаля в саду была, на странице г҃ сказано о поклажа: «3ри, яко во Священном писании глаголется, о великой поклаже царя Соломона; она, поклажа та (неисчетны сокровища, два тьму таланта злата) с кораблем у Тира и Сидона потонула, и к тому же не обрящется до скончания века, и дана бысть оттоле, по попущению Божию, властъ приставникам сторожити поклажи на земли: овы ничисты духи, яко же и поклажу царя Соломона, до дне страшного суда стерегут, овы же простье поклажи молитвами отчитываются, положены на срок. У тех поклаж через три года приставники ино место — опившие люди ино место — проклятые, а коли — и сами князи бесовские. Одначе, есть травы, коим сила от Бога дана; те травы огнея, царь-трава, Петров хрест да плакун. Возьми плакуна на Иоанна Богослова да загни верхушку; так и оставь до Троицы. а как Троица придет, возьми с корнем ту траву и припеси к обедни в церковь. Как молитву поп травам дает, и та трава годна для кладов, печати приставника отпирает; неспроста, а чти с умилением.
Приступаю я, раб Божий, к поклаже сей, окружаю в ширину и глубину, утверждаю Божьим словом; пошли мне, Господи, помощника, архангела Уриила, отогнать демонскую силу, от сей черты окруженной, от еретика, и от волшебника. Пощли, Господи, грозного Илию-пророка с огненной колесницей, с громовым ударом истребить нечистыя силы от поклажи сей. Утверждаю поклажу сию на камне Алатыре, замок отмыкаю в небе, ключ в море; как морю огненну не бывать, из моря ключей, кроме меня, не вынимать, а замка не отпирать; аминь.
Положи ту траву, да смотри, неразумный, не доткнись руками, a отпирай коромыслом, а деньги бери из середины (наверху, говорено, нечистая печать), а если подвох сделает, — ослепнешь, промой глаза богоявленской водой и чти с умилением:
Матушка, богоявленская вода, покажи в себе от небеси и земли, сквозь каменя и песка и красной глины, поклажу; во славу всех святых; аминь.
(Из Симбирска, сообщ. В. Юрлов, арх. Общ.)
Источники заговоров на поиск и сбережение клада:
1 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
2, 3, 4, 5, 6, 8 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
7 — Симбирские губернские ведомости, 1865 г., № 71.