Собрание русских народных заговоров на эффективное ведение хозяйства.
1. Заговор при высекании огня
Когда высекают огонь в сажу чела печки, то говорят:
«Царь-огонь, достанься: не табак курить — каши варить!»
(Записал А. Харитонов в Шенкурском уезде)
2. Заговор островника на зеленую дуброву
Хожу я, раб такой-то, кругом острова такого-то, по крутым оврагам, буеракам, смотрю я чрез все леса: дуб, березу, осину, липу, клен, ель, жимолость, орешину, по всем сучьям и ветвям, по всем листьям и цветам. А было бы в моей дуброве по-живу, по-добру, по-здорову. А в мою бы зелену дуброву не заходил ни зверь, ни гад, ни лих человек, ни ведьма, ни леший, ни домовой, ни водяной, ни вихрь. А был бы я большой небольшой; а было бы все у меня во послушании, а был бы я цел и невредим.
3. Заговор на изгнание с островника зверей и гадов
Хожу я по залесью утренней росой, собираю я травы зельные, варю травы зельные во медяной росе, поливаю травами зельными со водою по всем кустам, по всем полям, по всем межам. Вы, звери лютые, выходите, вы, гады, выбегайте, вы, недобрые люди, отбегайте. Во моем островнике зверям не живать, гадам не бывать, недобрым людям не захаживать, а быть бы мне большим набольшим; а звери бы в моем островнике меня слушались, а гады бы с моего островника прочь отбегали бы. Мое крепкое слово да будет всему превозмог. Как могучи травы зельные, так бы могучей того был мой заговор под молоду, под исход, под перекрой, по восход и по закат солнца; под пояс Сажара и Кучекроя, под Замежуя, под Отвори ворота, под Наскоча, под Золенца, под звезды ясные и темные, со всеми звездами и полузвездами.
4. Заговоры и обряды в Егорьев день
(1) Святый Господи, Власей и Офанасей, пошли мне, Господи, милова живота долюби, добрым людем на похвалу, а худым людем на завидость, а нам долюби, на щасливых гостей, на жадные души, на родителей. Первую скотину молю и славлю тебе, государь истинной Христос, на воск, на темьян, на цер(ь)ковное строен(ь)е. И как моево приговору и отговору веки по веку не отгадыват(ь) всякому злу человеку, истинной Христос, заступи своею ступен(ь)ю, закрой своею ризою нетленною. Какь пен(ь)я в храму не изводится, так бы у меня милой живот не извелся вовеки. Амин(ь).
Срезат(ь) два пруточка ивавыя одналетки да взяти моху церьковнова да поит(ь) живот. А спускат(ь) живот вь Егор(ь)ев ден(ь), опходит(ь) с образом и со свечами, а имати шерсть с кресца со всякие животины да вместо скотат(ь):
(2) Как той шерсти веки по веку не росхашиватца, так моему животу веки по век не росхашиватца.
А как станете зганиват(ь) живот вперед, и потыкат(ь) два прутка, а трет(ь)им похонять живот.
(3) Семен Васил(ь)евь сын. Государь Фрол, Лавер, истинной Христос, пошли мне лоша(дь) дати добрым людем на похвалу, худым на зовидость. И постави тын железень, истинной Христос, круг моево милаво живота от лиха человека. Пречистая Богородица, заступи своею ступен(ь)ю, закрой своею ризою нетленною. Как моево приговору и отговору ни отгадывать и меня, раба Божья, не испорчивать и моево милава живота и вовеки. Амин(ь).
(РГАДА. Ф. 210. № 1133. 1688-1689 гг.)
5. Заговор при печении хлеба
Говорится, когда садят в печь пироги или хлебы:
Матушка печка, укрась своих детушек.
(Кадник. у., Вологодск. г., зап. Е. Кичин)
6. Заговор, чтоб копилась сметана
Чего паришь? — подойник. От чего — От коровьего нюханья, от человечьего бздеку, от быка-третьяка. У быка-третьяка булатные рога как не гнутся, не ломаются, так бы и у меня раба (имярек) снимок не гнулся, не ломался, снимок толстой, простокваша густа. Еретик с еретицей, не стегай мою кринку масла — тебе нож булатный в ретивое сердце. Язык мой — ключ, уста мои — замок.
Говорить нужно, когда собираются парить подойник.
7. Заговор на первую пряжу
Печь, перепечь,
Научи меня престь,
Печь, да ткать,
Да в коробку класть,
За замком заложать
Да в замуж убежать.
(Зап. в д. Ноколе)
8. Заговор, чтобы быть хозяйкой в доме
<Переписано с листочка.>
При входе после венца в дом мужа молодая говорит: «Первая, другая, я иду третья: все вон — мне одной дом».
(Зап. в д. Покровское)
Источники заговоров на ведение хозяйства:
1 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
2, 3 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г.
4 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.
5 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
6 — Алтайский сборник. Том. 11. Издание Алтайского под-отдела Западно-Сибирского Отдела Императорского Русского Географического Общества. Барнаул, 1912.
7-8 — Магические практики севернорусских деревень. Заговоры, обереги, лечебные ритуалы. Записи конца XX — начала XXI века. Том I. Архангельская коллекция. Пропповский центр, Санкт-Петербург, 2020.