Заговоры для призывания нечистой силы

 

1. Заговор оборотня

На море на Окиане, на острове на Буяне, на полой поляне, светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц – золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дуби­ны, напусти страх на зверя, человека и гады, чтобы они серого волка не брали и теплой бы с него шкуры не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.
 

2. Призывание домового на новоселье

a) При переходе на житье в новопостроенный дом, семейные хозяева приходят в старый дом и раскланиваясь во все четыре угла избы, говорят: «Хозяйнушко-господин! пойдем в новый дом, на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество!»

(Записал Н. А. Иванов в Пинежском уезде)
 

b) При переходе в новое жилище, домохозяин должен положить для домового в подполье нового дома целый небольшой хлеб и на него соли, да чашку молока. Приготовив это, хозяин ночью в одной сорочке идет в старый дом и говорит:

Кланяюсь тебе, хозяин батюшко, и прошу тебя пожаловать к нам в новыя хоромы: там для тебя и местечко тепленькое, и угощеньицо маленькое сделано.

Без приглашения домовой не пойдет на новое место и будет плакать каждую ночь.

(Белозерск. у., зап. Н. Богословский)

c) По переезде в новый дом первый ломоть хлеба, отрезанный за первым обедом, зарывают в земле на вышке, в правом углу над избой, приговаривая:

Кормильчик, кормильчик, приходи в новый дом хлеба здесь кушать и молодых хозяев слушать.

По переводе в новый дом коров, старший хозяин говорит «дворовым» (духам):

Кормилец батюшко, кормилица матушка, как я люблю этих коровушек, черноухонек, сивоухонек (и т. д.), — так и вы их любите.

(Кадник. у., Вологодск. г., зап. Е. Кичин)
 

3. Заговор к домовому

a) Переходя в новый дом, или на новую квартиру, прежде всего вносят образ, квашню с растворенным, тестом, а потом кошку, собственно для домового, приговаривая: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на багатый двор».

(Карманная книга для любителей землевед.)
 

b) Должно достать травы плакуна, но не с черным корнем (какой у неё бывает обыкновенно), а с белым, и привесить его себе на шелковый пояс, потом взять озими, добытой с трех полей, завязать ее в узелок и привязать узелок к змеиной головке, которая должна висеть на гайтане вместо креста; должно вложить в одно ухо клочек козьей шерсти (которую особенно уважает домовой), а в другое — последний, в порядке домашней пряжи, клочек шерсти летнины, который крестьянка бросает, когда допрядет кудель, и который должно подобрать скрытно ото всех домашних; потом должно перенадеть сорочку на ночь, т. е. на левую сторону, взять горшовик и отправиться ночью в хлев, где, завязав глаза этим горшовиком, сложенным в четверо, и затворив за собой дверь, должно сказать:

Суседушко, домоседушко, раб к тебе идет, низко голову несет; не томи его напрасно, а заведи с ним приятство, покажись ему в своем облике, заведи с ним дружбу да сослужи ему легку службу.

Слова эти должно повторять до тех пор, пока не запоют петухи, или пока не услышишь легкого шороха в хлеве; в первом случае, вызывание должно отложить до другой ночи; во втором — схватиться одной рукой за корень плакуна, а другой за змеиную головку и крепко держаться за них, что бы ни делал домовой: тогда последний покажется; если же вызывающий не успеет ухватить за гайтан и корень или выпустит их из рук, то домовой, схватив гайтан, порвет его и змеиною головкой застегает вызывающего до полусмерти.

(Малмыжск. у., Вятск. г., зап. С. Осокин)
 

4. Заговор к домовому при покупке скота

Купивши скотинку, крестьянин молится вместе с продавцом Богу, творит молитву Иисусову, три раза обводит вокруг себя коня, не смея держать узды голыми руками, и говорит: «Вот тебе, хозяинушко, мохнатый зверь на богатый двор; пой, корми, рукавичкой гладь».

(Записал священник Таратин в с. Курье, Холмогорского уезда)
 

5. Заговор к домовому при вводе в стойло скотины

a) Вводя вновь купленную скотинку в стойло, строго соблюдают следующий обряд: низко кланяются в каждый из четырех углов хлева или стойла и приговаривают: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь, моего (или мого) такого-то (кличка скотины) люби, пой да корми».

(Из Карманной книжки для любителей землеведения)
 

b) Когда приведут купленную скотину в хлев, должно произнести:

Дедушко отоманушко, полюби моего чернеюшка (пестреюшка, и пр., смотря по шерсти), пой, корми сыто, гладь гладко, сам не шути и жены не спущай, и детей уликай, унимай.

(Зап. П. Ефименко)
 

6. Заговор для того, чтобы видеть дворового

Кто хочет видеть дворового, должен первый получить от священника, по окончании заутрени на св. Пасху, красное яйцо и взять из церкви свечу, с которою стоял у заутрени. Затем должен ночью, до петухов, взяв в одну руку зажженную свечу, а в другую красное яйцо, стать перед отворенною дверью хлева и сказать:

Дядя дворовой, приходи ко мне, не зелен, как дубравный лист, не синь, как речной вал; приходи таким, каков я; я тебе христовское яичко дам.

Дворовой выйдет, по виду совершенно подобный произносившему заклятие.

(Шенкурск. у. Арх. г., зап. А. Харитонов)
 

7. Заговор к дворовому

На Страстной неделе в середу рано утром и поздно вечером ребята бегают с коровьими колоколами около деревень приговаривая:

Около двора железный тын!

А хозяйка дома до рассвета трижды обегает около дома, нагая, приговаривая:

Около двора железный тын; чтобы через этот тын не мог попасть ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек, ни дедушка лесной!

По третьем разе хозяйка трижды перекатывается на двор через ворота, приговаривая:

Чтоб род и плод увеличился!

В Великий четверг, до восхода солнца, ходят за мурашевником и при входе в лес говорят:

Царь лесной, царица лесная, дай мне на доброе здоровье, на плод, на род!

(Белозерск. у., зап. Н. Богословский)
 

8. Заговор к банному

По выходе из бани, благодарить банного словами: «Спасибо те, байнушко, на парной байнечке!»

(Сообщил г. П. А. Иванов из г. Пинеги)
 

9. Заговор при знакомстве с лешим

a) Крестьянин, желающий снискать милость лешего, должен в ночь перед Ивановым днем отправиться в лес и, найдя осину, срубить ее так, чтобы она вершиной упала на восточную сторону; на пне срубленной осины, став лицом на восток, он должен нагнуться и, глядя в отверстие, образовавшееся между ногами, говорить: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я».

(Записал А. Харитонов в Шенкурском уезде)
 

b) Кто хочет сойтись с лешим, должен отправиться в лес, срубить тупицей сосну в обхват, но так, чтобы она при падении уронила две, хотя бы небольшие осины. На эти осины мужик встает, оборотясь лицом к северу, и говорит:

Лесовик-великан, прищел к тебе раб (имярек), с поклоном: заведи с ним дружбу. Коли хошь, так топеря же иди, а не хошь, как хошь.

(Малмыжск. у. Вятск. губ., зап. С. Осокин)
 

Источники заговоров для призыва нечистой силы:

1 — Сказания русского народа Сахарова, Том I. 1841 г. 

2a, 4, 8, 9 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г. 

2b, 7 — Новгородский сборник, 1865 г. 

2с — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.) 

3, 5a — Издано Географическим Обществом в 1848 г. Извлечено из заметок о поверьях и суевериях жителей Архангельской губернии, Верещагина. 

3b, 9b — Современник, 1856 г., т. LX. 

5b — Памятная книга Архангельской губернии, 1864 г.6 — Отечественные Записки, 1848 г., т. LVII.