1. Заговор, чтобы испортить или навязать килы
Чтобы испортить кого-либо, необходимо взять шерстяную нитку и навязать на ней узлы. Эту нитку нужно бросить где либо в таком месте, в котором мог бы наступить на нее тот, кого нужно испортить. При завязке восьми двойных узлов говорятся следующие слова:
1) «Выйду я на улицу, 2) брошу в чисто поле, 3) в разстанье, 4) меж дворы, 5) в луга, 6) в моря, 7) в леса, 8) в зыбучия болота».
Когда завяжутся все 8 узлов, то говорится:
«Хоша и здес оставлю; куды пойдет, тут и очутися».
При завязывании каждого из 13 остальных узлов говорится:
«По позднему вечеру выйду я на улицу и откажусь я от Иисуса Христа, от царя земнаго, от Бога вышняго, от веры православной, от бытюшки, от матушки, предаюсь я к нечистому духу, к окаянной силе, прошу я ей помощи, чтобы она помогла мне и пособила: поступаю я на вора разбойника, на денного грабильщика, на ночного полуночника, на (имя рек), и хочу я его свержить, хочу я его испортить: хоша среди дня, хоша среди ночи, хоша в чистом поле, хоша в темных лесах, хоша в зыбучих болотах, хоша сонного, хоша дремучего, хоша в терому, хоша за столами дубовыми, хоша со явствами медовыми, хоша пошел бы он и запнулся бы, самого себя заклянулся бы. Окаянные духи! придайте мне силы, помогите и пособите мне, чтобы не было (имя рек) ни в день житья, ни в ночь спанья, ни в час моготы, ни в полчаса терпежу. Хош бы схватило его грыжами или стрелами, взяло бы его в минуту или в две и узнал бы он все скорби и печали».
Заклинание произносится обыкновенно вечером, при чем заклинатель непременно должен быть без креста. Знатоки этого дела советуют перед началом убить совершенно черного кота или кошку. Коль скоро тот, для кого приготовлено подобное заклинание, наступит на наговоренную нитку, то он споткнется и если при этом скажет какое либо скверное слово, заговор начнет свое действие.
(Доставил г. Никольский из г. Мезени)
2. Заговор икоту напускать
Должно снять с шеи крест, положить его к себе под пяту и, проносив так полсуток, проговорить:
Отрекаюсь от Богу, и животворящаго Его креста, отдаю себя в руки дьяволам.
Потом должно шептать на соль следующее:
Пристаньте сему человеку (имярек) скорби-икоты, трясите и мучьте его до окончания жизни.
Затем, вынув свой крест из обуви, должно повесить его на спину: в то время будут являться дьяволы. Сутки спустя, должно переменить крест на перед, а соль бросить на дорогу или туда, куда пойдет тот человек, на которого болезнь напускается, и притом приговорить:
Как будет сохнуть соль сия, так сохни и тот человек.
Тогда дьяволы начнут его мучить икотой.
(Пинежск. у. Арх. г., зап. Ф. Крыков)
3. Заговор, чтобы навести порчу на супостата или супостатицу
Кой супостат (иля кая супостатица) пытается в окошко или в выскирь, или на жорнове, или у печного столба, или под матицей, на трубе, или у ворот, или у двери, у пяты, или у Боротней пяты и под замком, или под задвижкою, сидит в своем месте, — то бы у него (или у нея) ломило бы кости, волокло бы жилы вместе, кричали бы оне, как пес на цепи или лев, у стены прикованный, и молнией распороло бы у них ретиво сердце, и не отпытаться бы им ничем, ни травами, ни кореньями, опричь меня, раба Божия (имярек), ныне и присно и во веки веков, аминь.
(Череповск. у. Новг. г., заи. Н. Чернышев)
4. Заговор, чтобы испортить человека, обратив его в пьяницы
Берут червей, зарождающихся в пустых винных бочках, высушивают их и кладут в вино, над которым читают следующее:
Морской глубины царь, пронеси ретиво сердце раба (имярек) от песков сыпучиих, от камней горючиих; заведись в нем гнездо оперунное. Птица Намырь взалкалася, во утробе его взыгралася, в зелии, в вине воскупалася, а опившая душа встрепыхталася; аминь.
Начитанным вином поят того, кого хотят испортить.
(Симбирск. губ. и у., зап. В. Юрлов)
5. Наведение порчи
В лети на заход(е) с(о)лнца зделат(ь) у воды человека в ег(о) имя з гнилы, нести в сокровенно место се и поставит(ь) стоя, да стрелят(ь) тридевятью стрел(ы) в брюхо, а говор(и) ко всякой стрелы:
(1) Стреляю от всякой болезни.
1 стрел(е) говор(и):
(2) Стреляю с(его) человека всякими приточными стрелами, чтоб прикоснула всякая болезн(ь), что на свете болезней ч(е)л(ове)ческих.
А инныи иныма болезнми; а последная осиновая говор(и):
(3) Как ся осина горкая вижжала и пищала от лют(а)го севера, (т)ак бы пищал и вижжал тот человек имярек.
А стреляти... на солнышном закати. А пов... стрели, чтоб повалился... последней... говор(и):
(4) Кол(ь) горка осиновая стрела, тол(ь) бы горко было сему человеку была всякая болезнь.
А иные болезни приговаривай ко всякой стрелы розные. А как повалитце стреляючис(ь), и ты в лежачег(о) стреляй, а став(ь) к западу лицем.
(Из ркп. 2-й четверти XVII века. Олонецкий сборник)
6. Насылание порчи
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Как раб Божий лежит усопши тихо и смиръно и ретивое серце в нем трепещется, так бы у раба Божия руки не въладели, ноги не ходили и ретиво серце в нем бы не трепехталось на меня, раба Божия. Ныне и присно и во веки веков. Аминь 3 ж.
(ГИМ. Собр. Е .В. Барсова. № 2505. Последняя треть ХVIII в.)
Источники заговоров, чтобы навести порчу, сглаз или напустить икоту:
1 — Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Собр. П. С. Ефименком, 1878 г.
2, 3, 4 — Археологическое Общество (Великорусские заклинания, Л. Н. Майков, 1869 г.)
5, 6 — Топорков А.Л. (сост.). Русские заговоры из рукописных источников XVII-первой половины XIX в., 2010.