Когда-то при Василии Темном из Золотой Орды переходили к нам татарские князьки и расселялись по нашей земле. Тогда один из таких татар, именем Темир, или Тамир, поселился на том месте, где теперь стоит село, в котором я родился. От этого татарского князя моя родина и получила название Темирево. Однажды Темир рассердил чем-то рязанского князя, который и отправился на него с небольшим отрядом. Подходя к поместью Темира, рязанский князь со своим отрядом застрял в одном болоте, существующем и доселе. Здесь у него разболелись глаза. Не зная, что делать, он решился прибегнуть к помощи Божьей. Он обещал, что если выберется благополучно из темиревских болот и если вылечатся его глаза, и если он победит Темира, то он построит на месте хутора Темира церковь во имя святого Николая Чудотворца. Он действительно выздоровел и благополучно ушел из темиревских болот, смирившись с Темиром. Но все еще пылая местью к Темиру, он забыл про свое обещание.
Спустя год князь рязанский выбрал опять предлог и отправился с отрядом выгнать Темира из его владений. Каким-то случаем он пришел опять на прежнее болото и по-прежнему завяз в нем. В это время, как рассказывают, ему явился во сне святой Николай Чудотворец и сказал, что это за то его Бог наказал, что он не исполнил своего обещания. Проснувшись, князь раскаялся и дал себе слово, как только прогонит Темира из его владений, построит обещанный храм. С трудом выбравшись из болота, он нанес поражение Темиру и прогнал его из Темирева. На этот раз рязанский князь исполнил свое обещание — построил храм. Храм этот существовал до пятидесятых годов девятнадцатого столетия. Болото, где явился святой Николай рязанскому князю, существует и доныне и называется Святое болото.
Но что же Темир? Оставался ли он в бездействии? Нет! Темир задумал в отсутствие рязанского князя уничтожить храм. Он отправился в Темирево один, без слуг, намереваясь поджечь его. Но он был пойман русскими людьми и убит. Татары нашли его в одном овраге, который называется Красулиным. Когда они узнали, какою смертью и за что он погиб, то оставили его без призора в этом овраге, а сами разошлись: одни на восток, где образовали село Озеево, другие на юг и тоже образовали село Бостаново. Оба эти села существуют и в настоящее время. Татары — озеевские и бостановские — и теперь считают нечистым местом Красулин овраг, где погиб их князь Темир.
(Зап. в Рязанской губ. в 1900 г.)
Устное народное творчество Рязанской области// Вступ. ст., подгот. текстов и примеч. В. К. Соколовой и В. П. Гришина Ученые записки Рязанского гос. педагогического института. М., 1965. Т. 38.