Из свадебных обрядов и поверий Ярославской губернии

 

I. Богомолье.

Во время «богомолья», которое бывает в доме невесты, родители невесты снимают с божницы икону и ставят ее на лавку под божницей. Под икону подстилают навины. Стол, стоящий в переднем углу, конечно, вынимается – на время богомолья, – невеста до богомолья находится где-либо в укромном месте, т. е. в горенке или в чулане, откуда ее мать и выводит в избу. Поставив жениха и невесту рядом, посередине избы, берут заранее приготовленные две восковые свечки, которые и ставят зажженными перед назначенною для благословения жениха и невесты иконою; но, надо заметить, что свечи не ставят просто, – а делается так: мать невесты берет свечи и соединяет их рядом, т. е. слепляет одну с одной, а наверху их раздвояет. Затем начинается «благословение» жениха и невесты. Благословляют одни только родители невесты; родители же жениха только присутствуют, но в «благословении» не принимают участия, т. к. жениха его родители благословляют дома перед отъездом на «богомолье» к невесте. После обряда благословения – жених с невестою три раза целуются и тут же обмениваются кольцами. Поздравляет друг друга новая родня, и начинается обычное угощение. В некоторых местах «богомолье» называют еще «почесьём», почему и говорят: «вечѐр мы на почесье были», т. е. на «богомолье». За последнее время после богомолья, молодые, жених с невестою, катаются на лошади.

II. Столешники.

Весьма любопытный обычай сохранился в Ярославской губернии во время свадебного стола, а именно: все скатерти или, как называют их крестьяне, «столѐшники» для столования свадебного пира накрываются на столы – «наизнанку» или как говорят, «нао̀пак», или как еще выражаются «на опакушу». Такая постилка столешников имеет следующее значение: везде, где только во время свадьбы постланы столешники наизнанку, там никакой глаз, никакая порча не может повлиять на новобрачных. В некоторых местах такая постилка столешников имеет другое значение, а именно – чтобы вновь приезжая родня не могла отвести из дома жениха его благосостояния во всех отношениях: в скотоводстве, в урожайности хлеба, и вообще, чтобы не нарушилось благополучие будущей семьи и с вновь приведенной молодухой. Молодое поколение не верит такому обычаю и вышеупомянутые столешники уже начали постилать, как следует – на лицевую сторону.

III. Привоз имения невесты в дом жениха.

Привоз имения невесты или приданого бывает накануне свадьбы, – в день сговорки. Лиц, которые привезли имение от невесты, встречает жених у своего дома с вином и с закуской. Всех приезжих, так называемых «коробейников», угощают в доме жениха чаем и обедом. Богатые женихи дают коробейникам деньги, а особенно свахе-коробейщице, которая привозит постель от невесты и её раскладывает на кровати в доме жениха. Привезшая постель женщина называется, – «постельной свахой», и она должна быть близкой родней невесты, сестрой, теткой и т. под. Но, что любопытно отметить здесь из этого обычая, это то, что всё привезенное имение от невесты должно быть уложено в сундуки или короба – самой невестой и притом всякая вещь должна быть положена на лицевую сторону, но отнюдь не должна быть вывернутою, какая бы вещь ни была, что весьма строго соблюдается до настоящего времени; такая аккуратность уклада приданого свидетельствует об аккуратности невесты. Почему и говорят: «Невеста-то всё своё имение уклала в аккурат, в сундуках-то». (На дно сундуков и коробов мать невесты кладет сухари хлебные и деньги, преимущественно старинные рубли, о чем мною было сообщено в «Этнографическом Обозрении» LI, 137).

IV. Порошение.

На третий день брака бывает в доме жениха «порошение». В «порошение» приходят в дом жениха соседи, особенно женщины, ряжеными, которые делают всевозможные, как говорится, причуды, за что невеста их угощает вином, пивом и пирогом. В конце «порошения», когда уже родня как женихова, так и невестина собирается уезжать по своим домам, то отец жениха садится на переднюю лавку и берет веник. В это время молодуха, т. е. вновь приведенная сноха, подходит к своему свёкру, который держит веник зажатым в своих коленях, с пивом и вином, а свекровь стоит с закуской. Свекровь выпьет вина, пива и, закусив, отдает веник молодухе. Молодуха, получив веник, начинает им мести избу. Во время метения в сор все гостившие кидают деньги. Первой кидает деньги мать жениха, т. е. свекровь, а затем все присутствующие. Деньги, накиданные в сор, поступают в пользу молодухи. После метения невеста отъезжающих угощает вином и пивом. Провожают гостей молодые – на улицу. Остается с невестою только самая близкая её родня: сестра или тетка (она же и бывшая постельная сваха). Остается для того более, чтобы быть свидетельницею, что выданная невеста, теперь уже жена, вышла невинною, и что девственность её никем не была нарушена. Нарушение в девицах девства считается большим позором.

V. Свадебная постель.

Постель, по обыкновению, привозят в дом жениха от невесты накануне свадьбы. По привозе постели, последняя вынимается из сундука или короба так называемою «постельною свахою». Этою же свахою постель раскладывается, т. е. прибирается в надлежащий вид – на указанном месте, зимою, конечно, в холодной горенке или клети. На кровать постельная сваха кладет, первоначально, семя льняное, как предохраняющее средство от порчи и глаза; в некоторых селениях под постель, т. е. на стлан, кладут часть рыболовного невода, – тоже от порчи. Затем кладется перина, простыни; последних кладут штук до 4-5 и даже более. Все это закрывается одеялами. Одеял полагается штуки 3-4; наверх кладется самое лучшее. На одеяла кладут 4 подушки – в приличных, конечно, наволочках. На верхнее одеяло кладут невестино платье, которое надевается обязательно на другой день брака. Подушки накрываются сверху хорошим полотенцем, вышитым узорами. К стене, подле кровати, за последнее время стали прибивать, особенно богатые крестьяне, ковер. Молодуха должна на кровати ложиться спать постоянно к стене, а муж всегда с краю. На простынях постельные свахи, через ночь, или две, в крайнем случае через три, осматривают следы крови после нарушения девственности. Рубашку, в которой она в первые ночи спала, молодуха долгое время хранит немытой.

Сообщ. Ив. Вас. Костоловский.
 

Источник: Этнографическое обозрение, кн. LXXV, 1907, №4