Многие суеверные люди и теперь еще верят в кликуш, не подозревая, что чаще всего в этом деле играет роль притворство и обман с целью выманить деньги у легковерных невежд. Но если это и теперь еще водится, когда народ стал несравненно разумнее прежнего, то понятно, что во время Петра, более полутораста лет назад, это легковерие было еще сильнее. Разведению их в Москве много способствовала хитрая и коварная сестра Петра Великого, Софья Алексеевна, которая до полного воцарения Петра всеми силами и неправдами старалась лишить Петра престола. Чтобы более прославиться среди темного народа, она через своих приближенных подговаривала разных баб притворяться порченными и разыгрывать роль кликуш. Эти кликуши во время служения в Успенском соборе начинали бесноваться, а царевна София начинала в это время играть роль исцелительницы. Простой народ, видя это, приписывал царевне способность чудодействовать, чрез что она приобретала любовь народа. Таких притворявшихся кликуш царевна держала на жалованьи в большом числе. Накануне выезда своего в Успенский собор или в Новодевичий монастырь, она призывала их к себе и давала наставления, что они должны были делать. На пути царевны эти кликуши, при приближении кареты её, начинали кричать и бесноваться. Царевна, как будто ничего не зная, спрашивала приближенных, что это за крики. Те также притворно говорили, что ей не следует останавливаться, что это порченные и что страшно смотреть как их ломает злой дух. Софья же, с притворною жалостью, отвечала обыкновенно на это:
— Боже мой, неужели можно эту несчастную оставить без помощи?
Останавливаясь, она подзывала к себе бесноватую и при всем народе крестила ее, читала громко молитву, после чего бесноватая, как ей было предписано заранее, переставала корчиться и кричать, а царевна наделяла ее милостынею и отпускала ее. Понятно, что народ, не подозревая ни малейшей хитрости, видел во всем этом, что царевна может исцелять беснующихся, и провожал ее радостными восклицаниями.
Таких кликуш расплодилось очень много в Москве, а вслед за тем они начали появляться и в новом городе — Петербурге.
Одна сварливая баба рассердилась на своего деверя и со злости, желая его довести до несчастия, в Исаакиевской церкви в присутствии самого Государя заревела страшным голосом, упала, начала биться об пол и ломаться. Петр велел тотчас же вывести ее из церкви, а дьявола выгнать из нее плетьми. Это тотчас же было приведено в исполнение, и баба призналась во всем.
Чтобы навсегда избавиться от кликуш, Петр приказал обнародовать этот случай и разослать по всей России указы, чтобы всех кликуш, где они окажутся, отсылать в Петербург.
По свидетельству современников Петра, зло это пресеклось так, что уже нигде таких дьяволов не осталось.