1.
В Спас-Забережье церковь стоит на бугре; будто бы этот бугор — братская могила, образовавшаяся в литовское нашествие. На горке крест каменный четырехугольный, будто бы там было кладбище в то же литовское нашествие.
2.
В Никольском старая часовня (бывший храм). Со старинным образом Рождества Христова. Рассказывают, что староверы взяли было икону и понесли, поднялись изморозь-пыль, и запылили глаза. Пришлось образ оставить. Так рассказывал священнику один помещик.
3.
В Никольском — старинный образ Рождества Христова. Как образ приступят чистить живописцы, так прилетит птица филин, сядет на самый крест церкви и заревет во всю дурь. Ну, и отступятся.
4.
На бывшем кладбище на Спасовой Горке свечи горели по ночам, видно было с Никольского.
5.
Где три ручерька <ручейка> сбегаются за Никольском к одному месту, тут большой камень лежит. И многим людям снилось (из других деревень) — под камнем клад. Копали несколько раз, но ничего не нашли.
6.
На Спасову Горку раз приехали устюжане, по летописи разрыли три сундука: два со свечами, один с церковной утварью. Здесь запрятаны были церковные предметы в литовское нашествие.
7.
Устюжну город знаешь? При устюжан сказано: «Город Устюжна — железная, люди каменные». Подошла Литва к городу Устюжне. Устюжане крестным ходом понесли иконы. Литва как стрелила в Казанскую Божию Матерь в глаз, у нее слезы потекли, Божия Матерь и ослепила все войско литовское. И ушла Литва. Вот и говорят: «Город Устюжна — железная, люди каменные».
8.
Видала ты, у Николы лик какой бленной стал, почти не винно его? Маляры теперь разучились его обличия писать. Так он их к себе не допушшает: сколько раз маляры его краской покрывали, хотели лик подновить, а краска-то все сходит, не нравится угонничку с новым ликом быть.
9.
У Дуньки нашей всегда ходовые приставали, когда Николу-угонничка подымали. А вот в голонные-то годы трудно было. Она и думает: Господи, хоть бы онного-то Матвей (брат он ейный) у себя поместил. Ну, вот угоннича принесли, а он стал и не идет в избу. Дунька стала на колени и говорит: «Завсегда буду принимать у себя всех ходовых!». Ну, тогда Никола и пошел.
Записано:
1-2 Зап. Ю. М. Соколовым от священника 14 июня 1925 г. в с. Спас-Забережье Заручьевской вол. Бежецкого у.
3-7 Зап. Ю. М. Соколовым от В. П. Большакова 66 лет 15 июня 1925 г. в д. Никольская Заручьевской вол. Бежецкого у.
8-9 Зап. В. А. Дынник от нескольких старух, в том числе Е. Никифоровой 70 лет 17 июня 1925 г. в д. Пятницкая Брусовской вол. Вышневолоцкого у.
Источники легенд Тверской губернии:
1. Фольклор Тверской губернии. Сборник Ю. М. Соколова и М. И. Рожновой. Издание подготовили И. Е. Иванова и М. В. Строганов Санкт-Петербург, 2003.