Пророк Илья по своему общественному положению был сапожник. Он отличался такой честностью и святостью, которые несвойственны простому смертному. Жил он в простой бедной хижине. Чуждаясь людей, он избегал смотреть в глаза своим заказчикам, — как мужчинам, так и, в особенности, женщинам. В видах полного устранения всяких соблазнов, он завел такой обычай: заазчика, стучавшегося к нему в двери, он изнутри спрашивал, что ему надобно.
— Обувь, — отвечал Илье пришедший.
— Вставь ногу в золу, которую ты видишь в передней, и уходи, а по этой мерке завтра будут готовы твои сапаги.
Так практиковалось в течении многих лет. Но дьявол, замыслив соблазнить Илью, пришел к нему в образе женщины и постучал в дверь. По обычаю Илья предложил заказчику — дьяволу вставить ногу в золу. Но дьявол настаивал, чтобы Илья лично снял мерку с его ноги. Илья не соглашался его впустить. Так происходили переговоры в течении нескольких дней между Ильей и дьяволом. Наконец Илья решился его впустить, в уверенности, что заказчик вреда ему не может принести. Посадив дьявола в образе женщины на стул, он стал снимать мерку с ее ноги, стараясь не обращать внимания на ее тело. Но проклятый дьявол поднял платье и положил так ногу на ногу перед стоявшим пред ним Ильей, что все обнажил выше колена. Так огорчился Илья этим, что, взяв шило, воткнул его себе в глаза.
Ослепленный Илья пошел на гору Голгофу и с вершины ее скатился. Так он мучился многие годы для искупления своего невольного греха, несмотря на увещевания ученика не налагать руки на себя. Доложили об этом Господу. Вседержитель послал к нему пять ангелов, которые объявили, что Господь за такую честную и святую жизнь соизволил взять его к себе на небо. Илья возблагодарил Господа и последовал за ангелами. Когда он поднялся, то и ученик Елисей воззвал к нему с плачем:
— Учитель, ты переселяешься на небо, как мне теперь быть?
Тогда Илья снял с себя кожаный фартук и сбросил Елисею.
— Этим живи в мире.
Сам скрылся в облаках, а Елисей остался на земле сапожником. Вот почему сапожники считают свое ремесло ведущим начало от пророка Ильи.
(Записано А. Хахановым. См. «Этнографическое Обозрение». 1903 г. стран. 115-я).