Об основании Владимирской Заоникиевской пустыни

 

Один благочестивый поселянин Вологодского уезда Кубенской волости Иларион долго и тяжко страдал глазною болезнию. Не получая никакой помощи от врачебного искусства, он наконец оставил оное и всю свою надежду возложил на помощь небесную, пламенно молясь о своем исцелении Богу, Пречистой Богоматери и св. угодникам Божиим, особенно святым врачам-бессребренникам Косьме и Дамиану. И молитвы его были услышаны...

Царица Небесная благоволила явить милость Свою не только сему страдальцу исцелением его от недуга, но вместе с ним и для многих открыть в страде вологодской новый неоскудевающий источник Своих благодеяний. В 1588 г. июня 22 дня, когда благочестивый Иларион слушал Божественную литургию в одном сельском храме, явился ему св. Косма бессребренник и по окончании службы, приведши его на место нынешней Заоникиевой обители (тогда покрытое лесом и весьма влажное), велел ему явиться туда на следующий день, обещая, что на этом месте «узрит он славу Божию и ему откроется тайна сокровенная».

На другой день Иларион приходит на указанное место и с благоговением ожидает исполнения предсказанного. И вот, по некотором времени, он слышит несущиеся свыше хвалебные гласы в честь Преблагословенной Богородицы и видит грядущих к себе двух световидных мужей, которые, приблизившись, сказали, что они рабы Христовы Косма и Дамиан бессребренники и посланы к нему от Царицы Небесной, хотящей исцелить его от болезни. Затем святые, подняв коленопреклоненного и смятенного от страха Илариона, поставили его пред внезапно явившеюся светозарною иконою Пресвятой Богородицы, которая стояла на воздухе, не будучи никем держима, и испускала лучи, подобно солнцу, и велели ему облобызать и принять ее. Исполнив это, Иларион почувствовал себя совершенно исцелевшим от болезни и в то же время услышал от святой иконы глас, повелевший ему возвестить окрестным жителям, чтобы они очистили место, освященное чудодейственным явлением, водрузили на нем крест и поставили при нем явившуюся икону. После сего святые бессребренники стали невидимы, а от места, на котором совершилось чудо, разлилось благоухание на всю окрестность, и влажная дотоле дебрь сделалась сухою.

Немедленно известив о дивном событии соседственных поселян, Иларион с помощию их расчистил лесистое место, пригласил от многих церквей священников со святыми иконами и по совершении молебных пений в честь Пресвятой Богоматери водрузил на месте явления, как было ему повелено, Животворящий крест, поставил подле него чудодейственную икону, устроил над ними часовню и водворился при ней на всегдашнее жительство.

Слава чудотворений, начавшихся от новоявленной иконы, быстро распространилась по окрестностям и достигла слуха тогдашнего епископа вологодского. Преосвященный, по надлежащем исследовании всех обстоятельств явления иконы удостоверившись в истине события, благословил воздвигнуть на месте явления святой храм в честь Божией Матери и устроить монастырь. Исцелевший чудесно Иларион, согласно желанию своему, был пострижен в монашество с именем Иосифа и был первым иноком новосозданной обители, вскоре наполнившейся братством. Но по глубокому смирению он не принял начальства над нею; а посему архиепископ вологодский Иона поставил в настоятели ее игумена Силуана, которого преемником был Феодосий, при котором последовала блаженная кончина основателя обители преподобного Иосифа.

(Сообщено Н. И. Суворовым из рукописной книги, принадлежащей Заоникиеву монастырю)

Степановский И. К. Вологодская старина: Историко-археологический сборник. — Вологда, 1890.