О вере

 

«После смерти царевича Димитрия нет больше настоящих мощей, оне закончились в России им. Царь Алексей Михалыч да Никон патриарх сделали веру короче, а допрежде этого она была длиннее. Короче стала ноне потому, что теперь обедню служат на пяти просвирах, а в старину на семи. И вера, старая, значит, была правее, потому что семь небес, и веку определено на семь тысяч лет, и сказано в писании, что никто ничего не может ни прибавить, ни убавить, что положено святыми отцами, один только Господь может и прибавить и убавить. Староверы так и делают, а вот у нас — где прибавлено, где убавлено, а Господь глаголет: «кто это сделает, будет проклят».

«У нас читается «еси», это значит: есть, а надо говорить: «ради душ наших», а не еси душ наших, точно Богородица хочет есть наши души. Староверы, значит, вернее нашего читают молитву Богородицы. «Верую» надо читать: «верую и во второй собор и в единородного Сына, в Бога и Духа Святого», а у нас из «Верую» выпущено собор — ну, значит неправильно».

«Каждый день следует класть по 700 поклонов, староверы так и делают; а кто побывает на свадьбе, то тому человеку нужно за это положить 30 земных поклонов, потому что на свадьбе бывает всякое беспутство: и сквернословие, и пьянство, и пляс».

«Без святого причастья никто не попадет в рай. Знаешь ли, почему утирают уста, когда человек примет причастье? Это для того, чтобы осталось причастье для тех, кто в церкви не принимает его, вот хошь бы староверы. На устах и усах все-таки кой-что остается, ну и собирают про запас».

(См. «Живая Старина», III вып., 1899 г.)