О Флоре и Лавре
Народ рассказывает, что Флор и Лавр копали колодцы постоянно вместе, тем и добывали себе пропитание. Однажды они были засыпаны живыми во время своей работы и никто не знал об этом, думали что это так колодезь завалился и людей там никого не было.
От завалившегося колодца стала протекать лужица, один мужик постоянно поил в ней свою лошадь, которая из плохой так хороша сделалась, что все спрашивали: «Чем ты её кормишь?» – «У меня и корму совсем мало, я только всегда её пою вот в этой лужице». Мужики все стали тоже поить своих лошадей в этом месте и их лошади в короткое время поправились и больные выздоровели.
Тогда мужики стали на этом месте рыть колодезь и нашли Флора и Лавра, которые стояли с железными лопатами в руках целы и невредимы.
Святой Георгий Великомученик
Святому Георгию Великомученику мужики молятся, чтобы охранил стада от волков, а также и людей от укушения змей. Народ думает, что волк не может унести скотину, если ему не наречет Св. Георгий, бабы говорят: «Как ночью взвоются волки, что они хотят есть, ну Св. Георгий и смилостивится над ними и укажет им, где унесть овцу, корову или же лошадь, так сделает, что и человек не увидит, если же волк по своей воле задумает унести овцу, то будет бегать за ней и ни за что не догонит, а обреченная на съедение сама идет к нему или станет на одном месте и не бежит.
Среди народа живет ещё предание будто Св. Георгий ехал на коне однажды и вдруг откуда ни возьмись волк выбежал из лесу и ухватился было зубами за ногу лошади. Св. Георгий ударил его копьем в бок, а волк заговорил человеческим голосом: «За что ты меня бьешь, коли я есть хочу?» – «Есть хочешь, так спрашивайся у меня, где взять». Тут же указал ему на другую лошадь: «Вон возьми эту лошадь, она тебе хватит на два дня».
Вообще народ верит, что Святой Георгий во время своей жизни разговаривал с зверьми и они его слушались. Затем он говорил: «Уйди прочь, скройся!» – и они уходили.
Иоанн Богослов
Иоанн Богослов по народному мнению считается другом Христовым. Сам ему Бог сказал: «Иоанн Богослов, будь друг Христов». – потому он должен считаться братом Господа и вторым сыном Божией Матери.
Бабы говорят: «Он призрел её на старости лет, взял в свой дом и ухаживал за ней, сам подавал и пить и есть, тем показал пример, как люди должны ухаживать за своими родителями.
На втором пришествии будет судить тех людей, которые бросили своих престарелых родителей без всякого призора и ещё тех, кто ругается скверными словами. Засмолит их уста смолою, чтобы им тяжко было дышать.
Народ верит, что Иоанн Богослов при жизни своей исцелял больных детей одним благословением и от одной молитвы его разрешались женщины от бремени, причем он всегда обращался к востоку лицом, так и в настоящее время при трудных родах зовут старика, который тоже обратившись к востоку молится Иоанну Богослову, чтобы он женщине помог поскорее родить.
Моисей Пророк
Моисей Пророк потому вышел святым, что он сорок лет пас овец и ни разу не обругал ни одной овцы. Он тоже по народному мнению будет людей судить на страшном суде, особенно будет стоять за евреев и староверов. Если он переморит Иисуса Христа, который будет стоять за православных, то мы все пойдем в ад, а жиды в царство небесное.
Иоанн Креститель
Иоанн Креститель по народному понятию потому так называется, что он был крестным отцом Иисуса Христа и его называли прежде не Иоанн, а ещё как-то, но когда Господь шел на реку креститься и сказал: «Иоанн, иди за мной!» – с тех пор его так и стали называть, крестили они друг друга.
«Иоанн, – народ говорит, – не ел хлеба, не пил вина и никак не ругался. Весь он был в шерсти яко овца; но после крещения вся шерсть с него свалилась: кто к нему приходил креститься, он прежде три раза ударял костылем железным, чтобы отскочили грехи, как пыль от платья отскакивает, а потом уж крестил после этого».
Илья Пророк
Илья Пророк, как народ уыеряет, был сидяна, до 33 лет не мог ходить; родители его копали пни, были люди очень бедные.
Однажды шел по земле Господь с Николаем Угодником, увидя Илью и сказали: «Поди подай нам напиться». – «Я бы рад подать, да не могу идти». – Господь взял его за руку и он приподнялся с земли сам. Тогда ему Господь почерпнул в колодезе целое ведро воды, велел выпить, затем другое и ещё половину третьего и спросил у него: «Ну, как ты теперь?» – «Я могу повернуть весь свет по иному. Если бы был столб середь неба и земли, то разрушил бы всю землю». Бог сразу убавил ему силы наполовину и заставил его посидеть под землею шесть недель. Когда он оттуда вышел не один, а с Пророком Онуфрием, стояла гробница, в которую вошел только Илья. Вдруг с неба спустилась огненная колесница с Ангелами, они подхватили Илью и умчали на небо. Господь тогда сказал: «Ты владай этой колесницей, пока я приду на землю, в твоих руках гром и молния.
Гробница, в которой взят был Илья на небо, по народному мнению до сих пор стоит около престола Божия на небе: на колеснице же должен Пророк Илья спуститься на землю перед кончиною мира и три раза объедет всю землю и скажет всем: «Плачьте, не разгадывайте, суд Божий настал». Некоторые же говорят, что Бог возложил на главу камень в сорок десятин, чтобы убавить ему силу: этот камень должен быть цел, по народному мнению, и сейчас на небе под престолом Божиим.
Мария Египетская
Мария Египетская на том свете будет судить блудниц, народ говорит: «Она может поставить на первую ступень заблудившегося сына, дочь по молитве родителя, потому что на блуд пошла с 12 лет, а 17 лет ушла в пустыню, побросавши всё с себя в море. Только оставила крест на шее, в котором была рождена. Ходила она без одежды совсем, прикрывая свое тело ветками пальмовыми.
Василий Блаженный
Василий Блаженный несколько раз видел сатану и разговаривал с ним. Однажды увидя сатану осморканным, оплеванным, и во всякой гадости, сказал ему: «Что ты вразе не обмоешься ни в колодце, ни в реке?» – «В реке вода просвящена на Крещение, а в колодце вовсе закрещена постоянно: умоюсь в сосуде раскрытом и не закрещенным, тому человеку болезнь будет велия, кто выпьет этой воды».
Без Василия Блаженного нельзя выгнать нечистых духов. Народ говорит: «Они его слушаются наипаче Архангела Михаила».
Бурцев А. Е. Легенды русского народа. - 1910.