Было два царства: царство тьмы и царство света. Первое было на земле; сидел в нем сильный и богатый царь Сатанаил. Второе было на небе, где был воздвигнут трон Бога. Бог был добрый, искренне и от души любил Сатанаила. Сатанаил был зол, коварен, завидовал Богу и ненавидел его.
Раз заспорили они между собою, кто из них сильнее, кто поборет другого.
Сел Бог на светлый трон свой и велел сдвинуть себя с места. Как ни старался Сатанаил — ничего не поделал: с какого боку не подойдет, мешает ему трон схватить Бога: глаза ослепляет, руки жжет.
— Где ж тебе побороть меня! — сказал Бог, схватил его и бросил на сырую землю.
По колена ушел Сатанаил, но еще сильнее стал от этого. Пуще прежнего озлобился на Бога и стал придумывать, чем бы победить и превзойти его.
— Давай теперь поспорим, кто кого хитрей», — сказал он, прилетев опять к Богу. Господь опять согласился.
— Двое нас с тобой во всем белом свете, — обратился он к Сатанаилу: сотвори третьего!..
Сатанаил спустился на землю, достал кусок глины и давай лепить фигуру по образу Бога. Слепил — и не разгадать! только не двигается…
— Что ж ты сделал? — сказал Бог, дунул — и фигура рассыпалась.
Как Сатанаил не ухитрялся, никак не мог изобрести душу и оживить ею человека. А Бог только коснулся фигуры, и она стала живым человеком.
— Ну-ка еще! — продолжал Сатанаил.
Бог взял оставшийся кусочек глины, дунул на него — и рядом стало другое существо, во все подобное первому, только еще белей, еще краше. Взял их Бог за руки, и пошли они с ним в сады райские и запели хвалу Богу. А Сатанаил скрежетал зубами от злобы и придумывал новые хитрости.
Лишь только стемнело и опочил Господь в своем небесном ложе, пробрался Сатанаил к садам райским и решил похитить оттуда новосозданных людей. Только не пускает его ограда райская: как трон небесный, жжет тело, глаза ослепляет. Видит Сатанаил, что не перелезть ему чрез ограду райскую, и стал манить к себе первых людей. Не выдержали они, перелезли через ограду и очутились во власти Сатанаила. Посадил он их на могучие крылья и унес в свое царство на землю.
Утром проснулся Господь и узнал проделку Сатанаила. Взял чудесный жезл свой, махнул им — и его окружили многие миллионы небесного воинства — больше, чем звезд на небе. Дал им Бог мечи огненные и повел на землю. Видит Сатанаил, дело плохо; свиснул — и сотворил демонов больше, чем песку в море. Зашумела сила черная и понеслась на Господа. 77 дней сражались в воздухе, земля стонала, небо колебалось. Наконец Бог победил Сатанаила: упал он и провалился в тартары со всей своей силой демонскою.
Пошел Бог искать своих людей и нашел их средь бурного океана на высоком острове, между мрачными развалинами дворца Сатанаилова. Плакали первые люди, просили прощения у Бога и умоляли о возврате на небо. Простил их Господь, но к себе не взял, а покинул на земле. Предварительно он научил их труду, внушил понятие добра и зла и затем, собрав свою силу небесную, поднялся на небо.
С той поры и пошла борьба добра со злом.
В знамение победы над Сатанаилом Бог повесил над землею свой огненный меч, который бы рассевал с земли силу бесовскую. Светит этот меч-солнце и молчит рать Сатанаилова, сидит во тьме кромешной; настанет ночь над землею — и сила бесовская опять повылезет и начнет соблазнять человека. Так и пошло от него злое греховное семя. Бог благословляет его — шлет чистые души на землю, а чёрт оскверняет их в греховном теле, подчиняет земным страстям дух небесный.
Долго терпел Господь, наконец потопом решил уничтожить нечестивое племя. Разверзлись облака небесные, полил дождь на землю и затопил всех, кроме праведников.
Пошло новое племя; Бог сотворил для него добрых, услужливых животных, насадил целебных трав и растений. Только и тут Сатанаил стал учинять пакости Богу. Рассевает Бог днем доброе семя, а Сатанаил разбросает ночью плевелы: среди растений — всевозможные яды, среди животных — хищных, плотоядных зверей. Землю после потопа Бог обратил было в плодородную равнину, — Сатанаил изрыл ее пропастями и оврагами, понаделал гор, разбросал камни по земле. Скоро дошла очередь и до человека.
Явился Сатанаил прямо к Богу и стал просить у него человека на испытание, заспорил, что опять совратит его праведников. Бог согласился, приставил каждому человеку по ангелу-хранителю, заповедал ему любовь к себе и навсегда отлетел от земли. Сатанаил приставил к человеку своего демона-соблазнителя, а сам ушел в свое царство — тартары.
И снова возгорелась борьба двух сил над человеком, только ни Бог, ни Сатанаил на землю сами не сходят. Последний раз сойдут они во время светопреставления, разделят меж собой праведников и грешников: кого будет больше, того и верх будет.
А человек все больше и больше поддается дьяволу. Ангелы отлетают на небо, а как отлетят все — тут и конец миру. Выйдет Сатанаил из кромешного царства и воссядет на земле, на прежнем своем седалище. Только не долго, всего три дня попустит Бог господствовать ему на земле. Снимет опять огненный меч свой и поразит всю силу бесовскую…
(Записано А. Звонковым в Елатомском уезде)
А. Звонков. Очерк верований крестьян Елатомского уезда. Этнографическое Обозрение, Кн. II., Москва, 1889.