Когда новгородцы утвердились в городке у Старого Георгия, который сначала назывался Георгий на угоре, а затем Георгий в полугоре, то есть прогнали чукчей (чудь) вглубь лесов или крестили их, то решили построить церковь во имя святого Георгия Победоносца.
На правом берегу реки Юга, вблизи речки Молоковицы, они облюбовали для постройки церкви место на поле чукчей, поселок коих носил название Дворище Заюжье. Но чукчи, не оставившие еще своих языческих верований и суеверий, воспротивились этому. Привезенный новгородцами лес на постройку церкви они скатали под гору к реке Югу. Ночью лес каким-то чудом весь оказался опять наверху на поле чукчей. Последние, несмотря на это, вновь сбросили бревна под гору. Чудо возвращения леса наверх из-под горы повторилось. Но чукчей это не убедило: они опять сбросили лес под гору к р. Югу. После этого таинственное возвращение на гору больше не повторилось.
Во Дворище Заюжье в это время было 40 хижин и дымов, дворище стояло на высоком обрывистом берегу р. Юга, а от поля было защищено частоколом. В одну из осенних ночей чукчи поселка были встревожены раздавшейся дробью ударов, как бы в колотушку, какие ныне устраивают ночные сторожа. Думая, что на Дворище их напали новгородцы, чукчи с оружием в руках высыпали на улицу и бежали к тыну или частоколу, но каково же было их изумление, когда они увидали, что никакого нападения на поселок нет, а что удары колотушки неслись от землянки чукчи Вауля и производились кем-то невидимым.
В тот же день заболел старик Вауль и назавтра умер. Не успели схоронить его, как сразу же заболели жена и сын его.
Через день умерли оба, а через неделю вымерла вся семья Вауля и хижина опустела.
Дней через десять «колотушка» стучала против хижины чукчи Феди, и не прошло недели, как все обитатели этой хижины перемерли, как и чукчи Вауля.
После этого «колотушка» стучала то против хижины одного чукчи, то против другого. Чукчи мерли, как мухи осенью, не успевали хоронить. На чукчей напал ужас. Они делали заклинания и моления своим богам, но «колотушка» не унималась. Осталось всего 10 хижин. Семь из них спешно собрались и бежали из своего дворища вглубь Кудринского бора. Оставшиеся в поселке чукчи пошли к новгородцам и молили их просить святого Георгия унять «колотушку».
Вскоре после 26 ноября, в каковой день новгородцы и чукчи служили молебен святому Георгию, один из чукчей поселка видел во сне святого Георгия, который на белом коне скакал по улице поселка и, остановившись против хижины этого чукчи, сказал ему, что «колотушка» больше стучать не будет, но когда в поселке Заюжье будет опять 40 семей или домов, то она вновь появится и выколотит деревню, как выколотила ныне дворище чукчей.
Первая часть сна чукчи сбылась. Больше «колотушка» в поселке не стучала.
Новгородцы же не стали настаивать на постройке церкви на поле чукчей и поставили ее на левом берегу реки Юга «на городке». Церковь перенесли на нынешнее место, вместо деревянной была построена каменная, которая существует и в настоящее время.
Деревня Заюжье от церкви Старого Георгия находится в трех верстах за рекою Югом. Теперь в ней насчитывается около 40 домов, и заюжане, хорошо помня рассказанную легенду, боятся появления «колотушки».
В сорока саженях от церкви Старого Георгия, на горе, стоит одинокая сосна. Предание из рода в род утверждает, что сосна эта особенная, и что если кто ее срубит, то немедленно умрет, а если повредит (подсочит и т. п.), то тяжко заболеет. Сосна имеет толщину до полутора аршин и вышину 12-15 сажен.
Баданин Д. Д., Биланчук Р. П., Наумов А. Н., Смирнов В. А., Суворов А. В., Шиловский М. Е. Никольская земля в истории Европейского Севера // Никольская старина: Исторические и этнографические очерки. — Вологда, 2000.