Накануне брака, когда съедутся все гости, бывает выбор поезжан, который происходит следующим образом: жених с подкнязьем, стоя за столом, кланяется, а отец, поднося вино и пиво, выбирает в тысяцкие, потом сватью (мать крестную), большого барина, меньшого барина, двух дружков.
Должность тысяцкого или отца крестного состоит в том, что он выкупает невесту и раздает за нее девушкам орехи. Бояре только занимают одно звание, а дружки обязаны раздавать орехи, мыло и проч., принимать молодых и класть в постель. После выбора готовятся к поезду. Садятся за стол, молятся богу; отец стоит с образом, а мать с хлебом и солью.
Жених молится богу и кланяется отцу в ноги, а дружки поддерживают его за руки и не дают кланяться до земли; отец благословляет его. После этого отец выходит на двор, запрягает лошадей. Запрягши лошадей, выезжают со двора в следующем порядке: сперва едут дружки, потом тысяцкий с женихом, далее бояре. Отъехав несколько сажен, дружки ворочаются назад, благодарят отца и мать за угощенье и доносят им, что князь выехал со двора благополучно. Отправивши поезд, в доме жениха трутень или кормовой идет в конюшню к овцам и готовит постель для молодых. Подъехав к дому невесты, дружки идут к невесте и спрашивают отца: «Готова ли невеста?» Если готова, принимают их в дом, а если не готова, то ворота будут заперты и отвечают им: «Невесты дома нет: ушла в лес по грибы». Поезд же стоит весь на дороге и дожидается ответа дружек. Дружки подъезжают к поезду и говорят, что все готово. Тогда весь поезд едет к воротам невестиного дома на двор, сватья невесты потчует вином женихову сватью и, вошедши в избу, здороваются со сватом и со всеми родными; невеста же сидит в заднем углу, окруженная девицами.
Тысяцкий подходит к девкам и просит у них невесту, но девки не дают; тысяцкий дает им денег; если мало дают, то девки бросают их назад, и тысяцкий с ними торгуется и прибавляет денег.
Потом невесту сдают жениху; жених же, взяв ее за руку, топчет ей три раза ногу (чтобы не была сердита). После этого тысяцкий берет за руку жениха, ведет за стол и сажает его на нарочно приготовленном месте, т. е. на подушку; три раза молодых поднимает и опять сажает на подушку; тут бывает угощение, велие и дары со стороны жениха. Угостившись, выходят из-за стола и едут в церковь, дружки опять ворочаются в дом невесты, благодарят свата за угощение и зовут к себе в гости. Сват же, т. е., отец невесты, сажает их на место, но дружки не садятся. Сват угощает дружек пивом и дает им пирог. Дружки отломят край пирога, но не едят, а между тем во время этого угощения, запирают ворота. Дружки выходят из избы, глядят — ворота заперты; входят в избу и просят у свата пива; тогда всех, кто стоит около ворот угощают пивом и дают закусить пирогом. После того отпирают им ворота: они выезжают из ворот, догоняют поезд и вместе с ним едут в церковь.
Сообщено отцом, священником церкви Рож. Погоста, Георгием.
Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Москва. 1870.