Собрание русских быличек про русалку, сидящую на камне, на берегу реки или озера.
1. «Сидит женщина ли, девка на каменю...»
Мне было не боле двенадцати лет. Пошла на речку полоскать белье, ну, платья, пеленки грязные. Наполоскала, положила на камень. Встала умыться, вскочила на камень. А там маленький дитенок — парень ли, девка. Волосы на голове долгие, светлые, как лен. Хотела его взять, — а унес бы меня!
Убежала я, платья-то оставила на берегу. Старикам говорила — не поверили. А там старик старый был, ну, и говорит:
— Врет, врет девка!
А где же врать, когда я бежала — вся почернела от страху!
А не прошло и недели — старик рыбачил, да и сам выглядел этого. Думал, старуха с деревни сидит удит. Подошел поближе, увидел: сидит женщина ли, девка на каменю, так тоже такая ладная. Волосы, как лен, долгие, головой качает.
Хотел подойти, а она мырнула, да только круг...
(Зап. от М. Л. Старицыной в дер. Водле Кубовского с/с Пудожского р-на Карелии в июле 1975 г. С. Н. Новожилова, А. Н. Лебедева, Л. Ф. Семенова и др. (рук. Т. И. Сенькина)).
2. На камне
Да у нас тоже говорили, что кака-то русалка не русалка там у нас дома на берегу сидела да голову чесала. На камне. Утром рано.
(Зап. от 3. И. Карпиной в дер. Гакугсе Каршевского с/с Пудожского р-на Карелии в июле 1975 г. Т. И. Сенькина).
3. «Сидит на каменю»
А вот дядя, мне по мамы дядя, Макарий звали. В самый Макарий, Макарий вот двадцать пятого июля (по старому стилю)... Дома там болыиухи стряпают да пекут, а он пошел на чай за водой на берег. Идти далековато берег. Пришел на берег.
Иду, говорит, сидит на каменю. И там, говорит, была такая в деревне в ихней Катерина Прокопьевна, девка, черная. Она век замуж не выходила. Он идет, подходит к берегу и говорит:
— Катерина, — говорит, — Прокопьевна, ты что рано купаешься-то?
А волосы, говорит, распущены.
— Моя, — говорит, — Катерина.
Старик он не баламутный был, дядя, и он неженатый век свой был, хороший. Ну, просто хороший. Так, говорит, волосы взмахнула прямо в воду. И так исчезла.
Хоть, верьте, говорит, хоть не верьте!
И не смел тут воды зачерпнуть, ушел на другой берег. Мужчина уже был, большой.
Хоть верьте, хоть не верьте — точно. И личность, и рост, и чернота — все как у этой женщины. Да.
Вот такие были чудеса. А теперь уж нет того. Нонь ни в кого не верят, Бога нету, ни чёрта. Никого нет.
(Зап. от Т. Г. Фофановой в дер. Куганаволоке Куганаволокского с/с Пудожского р-на Карелии в июне 1973 г. А. П. Разумова, Е. И. Русакова).
4. «Посидел-посидел на камешку»
Дак мы как небольши были, дак у нас там в Канзанаволоке Лахта така есть. А там песочек голый, бреди хоть до сих пор, дак вот эдакой, водушка и всё один песок. А там это... така лудушка. Она летом обсыхает, на этой лудушке. Ну, вот, мы купалисе да были. У нас одну девушку перекувырнуло. Эдак свалилася девушка кверху ногами. Но. И мы потом за этой девушкой пошли, эту девушку мы вытащили на берёг. И потом там хозяину сказали. Ну вот.
И потом это... сел на камешок. Не знаю, сама ли, сам ли, кто его знат. И вот тоже волосы, короткие только, вот эдакие, волосы покороче. Ну вот. И посидел-посидел на камешку, да в воду ушел. И больше вот я его не видала, правда. Ну, мы больше и купаться не стали ходить. А мы напугались, дак мы и больше не купались. Мы вот только у самого бережка чуть покупаемся, а дальше туды не смели ходить. Вот было это, это правда точная. Ну а вот это, какой тебе, я сама не верила, ну а тут дак, ой-вой-вой!
(Зап. от А. А. Соловьевой в дер. Куганаволоке Куганаволокского с/с Пудожского р-на Карелии в июле 1974 г. Е. И. Русакова, В. П. Суховей (Кузнецова)).
5. Камень большущий такой
Был случай такой. Праздник, у нас пятнадцатого июля был праздник в деревне нашей. Я и пошла. [Соб.: Как называется праздник?] Кириков день. Раньше были замученные.
Пошла я туда к своим за посудой в этот праздник, гостей много, дак посуды своей мало. Иду, а тишина на озере. Вот. Только вышла в гору-то. А у нас берега такие обрывистые. И вдруг с этого каменя... Камень большущий такой, в воду ка-а-ак даст! Туда. Брызги вылетели, дак как от этого самолета (гидросамолета при посадке). Дак это волны-то. Человека я лично не видела, будто такой толстый, обрубок этого... лесины какой-нибудь. Толстый такой, как хлопнется со всей силы с этого камня. Я скорей бегом.
(Зап. от Т. Г. Фофанова в дер. Куганаволоке Куганаволокского с/с Пудожского р-на Карелии в июне 1973 г. А. П. Разумова, Е. И. Русакова).
6. Камень такой большой там
Баба одна вышла картошку мотыжить. К озеру подошла. Камень есть такой большой там.
Сидит женщина на камне. Нырнула и уплыла. Кто это был?
Я, говорит, весь день работала, пить хотелось. То травки пожую, то еще чего. Но к озеру не пошла. Боялась водянки [водяницы]...
(Зап. от А. И. Капшиной в с. Святозеро Святозерского с/с Пряжинского р-на Карелии 14 июля 1979 г. О. М. Коретина (рук. Т. В. Иванова)).
7. На большом черном камне
Мылся мужик в бане. Выбежал на речку охладиться. Видит: не то женщина, не то еще кто-то на большом черном камне сидит возле самого берега и вроде как улыбается. Убежал, испугавшись, рассказал людям, но никто так и не увидел ее. А мужик тот через месяц утонул. Выходит, звала она его к себе.
(Зап. от М. В. Ликко в дер. Ведлозеро Ведлозерского с/с Пряжинского р-на Карелии 9 июля 1986 г. Е. Азоркина, Е. Ильина (рук. Т. И. Сенькина)).
8. На камне
Мать с сенокоса вернулась. Раньше свою баню топили. После баньки она выскочила в воду купаться и видела: женщина на камне сидит, волосы чешет. Увидела — и курнула в воду.
(Зап. от Е. П. Беляевой в с. Святозеро Святозерского с/с Пряжинского р-на Карелии 7 июля 1986 г. Статуева, Деревянкина, Шальнева, Пак (рук. Т. В. Иванова)).
9. На большом камне
Пошли как-то дети купаться на озеро, прибегают и рассказывают: на берегу сидит на большом камне женщина, волосы длинные, все расчесывается-расчесывается.
— А это «водовой» называется, — говорим мы им.
(Зап. от М. А. Федуловой в дер. Кинерме Ведлозерского с/с Пряжинского р-на Карелии 10 июля 1986 г. Е. Кудряшова, И. Земзаре (рук. Т. И. Сенькина)).
10. На камне приплыл
Однажды с Москвы водяной шел. За одну ночь приплыл до нашей деревни...
Запели петухи, запели. Значит, он поднялся выше.
Дед говорил, в кажном году три человека тонуло.
Не доехал: петухи запели. До сих пор этот камень (дед мне показывал) стоит, дальше туда... километра три отсюда. [Соб.: Такой камень на реке стоит, да?] Да, стоит до сих пор он еще. И дед мне показывал. Вот на этом камне черт ехал. [Соб.: Он на камне плыл, да?]. Ну, на камне...
(Зап. от П. Н. Фокина в дер. Кубово Кубовского с/с Пудожского р-на Карелии в июле 1975 г. М. Нигметова, М. Лишанская).
11. От острова плывет
Пришла я поутру рано на берег (в той там избы еще [жила]), пришла я рано на берег, зачерпать воды на самовар. А люди еще все каки спят, каки вставают. А погляжу: вот от острова плывет вот голова кверху, голова черная-черная, и вот плывет по озеру кверху. И вот не знаю кто, русалка ли тут, вот уж видела своима глазами. И все плывет по озеру к Вавулину, в ту сторону, плывет. Я стояла-стояла, да забояласи, да и пошла, взяла ведро да и пошла.
Вот и выглядела сама этто.
(Зап. от У Е. Устёновой в дер. Заозерье Колодозерского с/с Пудожского р-на Карелии в июне 1969 г. А. П. Разумова, Т. И. Сенькина).
12. На островушке
Деревня Сигозеро. От берега был недалеко остров. Бабушка пошла подойник мыть, подняла глаза и видит: на островушке водяная хозяйка сидит, волосы распущены, и чешет их. А потом бабушка стала подойник мыть — и хозяйка нырнула в воду.
Бабушка пришла и говорит:
— Ну, будет утопленник.
В это лето и утонул мальчик. На горле пальцы были, как нажато.
(Зап. от М. А. Ивановой в с. Святозеро Святозерского с/с Пряжинского р-на Карелии 8 июля 1986 г. Пак, Статуева, Шальнева, Деревянкина (рук. Т. В. Иванова)).
13. «Разве здесь придерусалка?..»
И здеся водяниха покажетце?! Кому крещоному она?! Моторки день и ночь издя, ак у ей куды-то убежано, наверно, ей и с поиском не найти. Не знаю, я здесь это не слыхала, правда, не слыхала. Здеся таких и местов нету. В Канзанаволоке места лучше.
[Соб.: А чем там лучше?] А чем лучше, что к берегу-то уж не эдак, как этта. К берегу там этто. Я говорю, что у нас там это залив такой есть, дак там песочек, бреди хоть два километра, бреди — все песочек, а лудушки есть, лудушки таки усохие, обсохнут летом. Раныые-то вода ведь не эдака была, меньше ведь вода-то была. [Соб.: Сейчас больше вода стала?] Сейчас-то? О-о-о-й, да что ты говоришь-то. Раз[в]е этта приде тебе русалка? Да. А там было, дак дивья было.
(Зап. от А. А. Соловьевой в дер. Куганаволоке Куганаволокского с/с Пудожского р-на Карелии в июне 1977 г. Т. И. Сенькина, Т. С. Курец).
14. На мосту сидит
Видела водяника. Жила я в Заонежье. Иду... тогда ездили мы на лодках и на моторках в Заонежье, в Петрозаводск. А он (отец) меня отправил, что там человек поедет, за километр. Я оттуда иду — сидит водяник. Волосы черны-пречерны. Очень черные. Мне нужно вот, вот так проходить по мосту — и на его. Он посмотрел — и, как в воду [канул], и больше я его не видала.
Потом домой прибежала, я так напугалась, наволновалась, даже не могла отцу рассказать, что поедет человек или не поедет человек.
(Зап. от Н. Н. Барышевой в с. Ялгубе Прионежского р-на Карелии в июле 1977 г. Н. А. Криничная, В. И. Пулькин).
15. На мосту сидит
Через речку шла в Толвую. Сидит на мосту, волосы длинные распущены. Подошла — она в речку.
(Зап. от М. М. Малофеевской в дер. Демеховоской Толвуйского с/с Медвежьегорского р-на Карелии 1 июля 1983 г. Н. А. Вяхирева, М. Г. Потахина, И. Н. Аверкиева (рук. В. В. Яковлев, Н. Ф. Онегина)).
16. Шел по мосту
Шел дедушка по мосту в пять утра. И слышит из воды голос:
— Миша!..
Он очень испугался и упал в обморок. Его подобрали люди и отвезли в больницу.
И он сказал, что видел русалку.
(Зап. от Ю. Катеричкина в с. Ялгубе Прионежского р-на Карелии в июле 1979 г. И. Н. Макарова (рук. С. М. Лойтер)).
17. На продольных мостовинах
По дороге между деревней Пактягой и Якорь-лядиной (Толвуйской волости) есть ручей, поныне называемый Чертов ручей. В прежнее время выходило тут большое чудовище — по закат солнца сидело оно на продольных мостовинах, что сложены для переходу из деревни в деревню.
(Зап. в Толвуйской вол. Петрозаводского у. Олонецкой губ. Е. В. Барсов).
18. На сходне сидит
«Водяники», говорят; теперь «русалки», скажут. А то водяник, на сходне сидит («сходни» называются), видел сам, на сходне сидит. Он заметил — и бух в воду. Ныне то «русалкой» называют, а то «водяник». Волосы чешет...
(Зап. от А. А. Медведева в с. Шуньге Шуньгского с/с Медвежьегорского р-на Карелии в июле 1982 г. Н. Ф. Онегина, А. Т. Пакконен).
19. Рожь зашевелилась — и она потерялась
Настя-от Шильникова рассказывала, что она видела девчонкой женщину-русалку в Кузаранде. Говорит, мы идем у изгороди (в воду изгородь уходила), а она (русалка) в рожь. Я говорю:
— Дедушка, это кто?
А дед крестится и говорит:
— Это русалка.
Голая женщина была. Рожь зашевелилась — и она потерялась. А дедушка только перекрестился и говорит:
— Сейчас молчи, а потом я тебе расскажу.
(Зап. от А. Ф. Чиркиной в с. Великой Губе Великогубского с/с Медвежьегорского р-на Карелии в июле 1980 г. Н. Ф. Онегина, А. Т. Пакконен).
Источники быличек про русалку, сидящую на камне (берегу)
1-16, 18-19 — Н. А. Криничная. Мифология воды и водоемов. Былички, бывальщины, поверья, космогонические и этиологические рассказы Русского Севера: исследования, тексты, комментарии. Петрозаводск 2014.
17 — Барсов Е. В. Северные сказания о лембоях и удельницах // Изв. Имп. Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 13. Вып. 1: Труды этнографического отдела. 1874. Кн. 3. Вып. 1.