Подвижные игры.

Руководство для родителей, воспитателей и самих учащихся.

Составил Петр Николаевич Бокин

Yandex.Share

Составил руководитель игр Тенишевского училища и гимназии Гуревича
П. Н. Бокин
с 81 иллюстрацией

Предисловие

В настоящее время излишним становится распространяться о том благодетельном влиянии, которое имеют подвижные игры в деле воспитания вообще, и доказывать необходимость их для физического развития детей в частности.

Подвижные игры имеют не мало убежденных и красноречивых проповедников среди врачей, педагогов и общественных деятелей, и польза их сознается теперь почти всеми. Однако, это ещё не значит, чтобы фактически игры заняли в системе воспитания наших детей то место, какое признается за ними в теории. Причин этому много. В большинстве случаев устройство игр находит непреодолимое препятствие в неимении соответствующего места и нужных средств на оборудование и наем специального руководителя, а также в отсутствии подготовленных и преданных делу руководителей.

Забота о приискании средств и места для игр детей, кроме правительства и начальства учебных заведений, должна лежать в равной степени и на обязанности городских управлений. По крайней мере в Западной Европе муниципалитеты городов принимают самое деятельное участие в устройстве и распространении подвижных игр среди молодёжи, справедливо считая их за лучшее гигиеническое развлечение этого возраста. У нас же, к сожалению, большинство городов относятся к этому делу совершенно индифферентно.

Недостаток в руководители можно было бы хоть отчасти восполнить толковым руководством, но и такового у нас пока не существует. Правда, за последнее время появилось очень много всевозможных сборников игр. Одни из них составлены в тиши кабинетов без проверки предлагаемых игр на деле, а потому не имеют ни точных указаний, ни строго формулированных правил; другие переведены с иностранных языков и страдают неясностью, сбивчивостью в изложении, что указывает на недостаточное знакомство переводчиков с терминами игры. Те и другие не имеют никакого практического значения. Есть несколько сборников, составленных учителями гимнастики. Эти сборники значительно лучше первых, но в них – другой недочет: слишком много в них искусственного, выдуманного, что объясняется желанием составителей подогнать предлагаемый материал под известный возраст и даже класс учеников. Конечно, не все игры одинаково доступны каждому возрасту, однако едва ли возможно предлагать 8-10-ти летним детям одни игры, 11-12-ти летним – другие, 13-14-ти летним – третьи и т. д. Возьмем для примера хотя бы горелки. Кому не известно, что в эту простую игру прекрасно могут играть даже 8-ми летние дети. Тем не менее, в те же горелки с увлечением и с не меньшей пользой для себя играют и взрослые молодые люди. К какому же возрасту отнести эту игру? Или вот ещё. Игра «Кошка и мышка» всюду рекомендуется очень маленьким детям, между тем как тождественная с нею игра в «Кружево» доставляет удовольствие даже людям зрелого возраста. Словом, я мог бы привести массу примеров, когда одна и та же игра интересна и полезна для весьма различных возрастов.

То же стремление дать каждому классу учеников особые игры заставило некоторых составителей выдумывать новые несуществующие игры, в роде осложненных пятнашек, осложненного зайчика и пр. В этом уже решительно нет никакой нужды. Игр так много и так они разнообразны, что нетрудно составить хороший систематический сборник из существующих игр, не прибегая вовсе к разным ненужным осложнениям.

Приступая к изданию своего руководства, я имел в виду заменить им недостаток в руководителях и прийти на помощь родителям, воспитателям и самим учащимся молодым людям, пожелавшим, хотя по книге, но основательно познакомиться с играми и применить их на практике.

В сборнике имеют место только те игры, которые проверены на практике и оказались достаточно жизненными, интересными и легко усвояемыми. При этом каждая игра разработана подробно, но без лишних слов, правила обособлены и выражены ясно, точно, чтобы у играющих не могло возникнуть никаких недоразумений.

При описании места игры и расположения играющих помещены, где следует, чертежи и рисунки, а когда встречается надобность выяснить какой-нибудь новый прием или новое положение в игре, тогда текст сопровождается фотографическими снимками с натуры.

Все игры в моём сборнике разделены на три больших отдела (части) собственно тем движениям, которые в них входят. Первый отдел составляют простые игры без орудий, куда входят только бег и прыгание. Второй отдел – игры с палками и шарами, где уже главным элементом будут метание и удары, а бег имеет лишь второстепенное значение. Третий отдел – игры с мячом, известные у греков и римлян под названием сферистики, - характеризуется весьма разнообразными движениями: сюда входят бег и прыгание, метание в подвижную цель, удары, отбои, а также ловля и схватывание мяча.

В каждом отделе игры соединены в однородные группы и расположены в естественной их последовательности. Сначала идут простые игры с лёгкими неутомительными движениями при одном или двух правилах. Потом – игры более трудные, требующие большего напряжения и имеющие несколько правил. В конце же отдела помещены сложные атлетические игры со многими правилами, требующие от играющих подчас весьма сильного физического и нравственного напряжения.

Не находя возможным рекомендовать каждому классу учеников отдельные игры, тем не менее я считаю не лишним указать на два возраста, резко отличающиеся друг от друга, для которых и игры должны быть различны. Границей этих возрастов служит наступление половой зрелости. Вкусы и потребности в том и другом возрасте далеко не одинаковы. До наступления половой зрелости, т. е. до 15-16 лет, натура детского организма не выносит напряженных усилий, а между тем требует беспрерывных движений – лучшими играми этого возраста будут те, в которых побольше бегания или возни и поменьше строгих стеснительных правил.

С наступлением половой зрелости, после пятнадцати лет, организм нуждается в напряженных движениях с достаточными перерывами для отдыха – этому возрасту соответствуют игры с более или менее тяжелыми метательными орудиями, сильными ударами, а также все сложные атлетические игры.

Те практические указания, которые я находил нужным сделать по отношению той или другой игры или целой группы игр, мною сделаны при описании самой игры в виде примечания к ней.

Двадцатилетние занятия мои подвижными играми и знакомство с постановкой их во Франции и в особенности в Германии, где это дело доведено до надлежащей высоты, дает мне некоторую уверенность, что предлагаемое мною руководство, как результат долголетних моих наблюдений и трудов, послужит надежным пособием для изучения игр.

В заключение считаю долгом указать на те печатные источники, которыми я пользовался при составлении своего сборника:

  • Игры для всех возрастов. Издание штаба военно-учебных заведений, 1844 г.

  • И. Я. Герд. Сборник игр и полезных занятий.

  • Е. А. Покровский. Детские игры, преимущественно русские.

  • П. Лесгафт. Руководство по Физическому образованию детей школьного возраста. Часть II-я.

  • А. Скоток. Гимнастические игры.

  • Д-р Дементьев. Английские игры.

  • Harquevaux et Pelletier. 200 jeux d’enfants.

  • G. Belèze. Jeux des adolescents.

  • Philippe Daryl. Les jeux de balle et de ballon.

  • Spielregeln des technischen Ausschusses. 1) Faustball, 2) Fussball, 3) Schlagball (ohne Einschenker), 4) Schleuderball. Barlauf, 5) Schlagball (mit Einschenker), 6) Tamburinball, 7) Schlagball mit Freistätten, 8) Stossball. Feldball.

  • Jahrbuch für Volks – und Ingendspiele. Herausgeg. v. Schenckendorff u. Schmidt. I-X Jahrg.

  • Die beliebtesten Rasenspiele. Von Ph. Heineken.
    Stuttgart. 1893.

  • Netsch. Spielbuch für Mädchen.
    Hannover. 1895.

 Источник:

РГБ - Бокин, Петр Николаевич. Подвижные игры. Руководство для родителей, воспитателей и самих учащихся/Составил П. Н. Бокин. - 4-е издание, Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, [19--].

В среднем: 10 (11 голосов)

Комментарии

Занимательная книжка однако...

Странное обстоятельство, что порой на некоторых сайтах статьи с описанием игр почти слово в слово, как в этой книге.

Добавить комментарий