За один стол более десяти человек (девиц и парней) не садится, чтобы на каждого человека пришлось бы по одной песне. Стол покрывают белой скатертью; каждый из участников, взяв кусок хлеба, кладет его под скатерть перед собою; на поданную тарелку складывают десять колец (требуется хорошо знать свои кольца или класть на них «приметки»). тарелку закрывают «на́туго» платком; тогда поют песню; перед окончанием ее кто-нибудь из неучаствующих в игре (девушка или парень), встряхнув тарелку, вынимает, сквозь щелочку в платке, первое попавшееся кольцо: чьим оно окажется, тот и «завечает» на себя (загадывает). Ему поют (мотив протяжный):
1.
«Секи ма́ти, капустку, пеки пироги,
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, ма́ти, гости, ко мне женихи.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, ма́ти, в лаптях, ко мне в сапогах.
Свят вечер. Свят вечер.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Свят вечер. Свят вечер.
Тому сбудётца и не минуётца.
Свят вечер. Свят вечер».
По этой песне узнается, кто выёдет замуж или женится.
2.
«Бро́сали подушки через ворота:
Свят вечер. Свят вечер.1
Пади́ моя падушка не на землю,
Пади́ моя падушка в саночки.
В возки-скачки-пошовёночки.
Кому в этих саночках ехати?
Отроку — со отрочицею,
Доброму молодцу — со девицею.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Тому сбудётца и не минуётца».
По этой песне — девушке предстоит выйти замуж в чужую деревню, или парню — взять невесту также из другого селения. Вообще означает отъезд — дорогу.
3.
«Шол кузнец из кузни́цы,
Свят вечер. Свят вечер.1
На нем шуба худёхонька и коротёхонька,
Одна пола — во сто рублей,
Другая — в тысячу,
Хребту и воротнику цены нет.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Тому збудётца и не минуётца».
По этой песне — девушка выйдет замуж за богатого, парень возьмет богатую невесту.
4.
«За рекой живут мужики богатые,
Свят вечер. Свят вечер.
Золото гребут лопатами.
Свят вечер. Свят вечер.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Свят вечер. Свят вечер.
Тому збудётца и не минуётца.
Свят вечер. Свят вечер».
Эта песня пророчит выйти за купца или жениться на купчихе.
5.
«Хо́дила Никола по ку́бреку (погреб),
Свят вечер. Свят вечер.1
И́скала Никола неполницу,
Хо́тела Никола наполнитца.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Тому збудётца и не минуётца».
Означает: девушке выйти за «хлебнова» крестьянина, или парню «взять от большова хлеба хресьянку» — зажиточную невесту.
6.
«Курочка-погребушечка
Свят вечер. Свят вечер.1
Греблась на завалинке,
Выгребла две жемчужинки,
Зделала золо́т перстень.
Кому этим перстнем обручатися?
Отроку — со отрочицою,
Доброму молодцу — со девицею.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Тому збудётца, не минуётца».
Песня ворожить свадьбу.
7.
«Ленивая, ленивица
Свят вечер. Свят вечер.1
Таяла на столбе снежок,
Вытаяла золо́т перстень,
Куда с ним деватися?
Замуж итти — никто не берет.
Надену перстень на руку,
Замечу себе суженова:
Кто придёт — возьмёт,
Тот и суженой мой.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Тому збудётца и не минуётца».
Эта песня «выпада́ть», хотя бы девушке или парню к «ху́ду»: если девушка выйдет замуж, то попадет в «несогла́сливо» семейство, или за бедного, или муж не будет любить и т. д.
8.
«На корыте сижу,
Свят вечер. Свят вечер.1
Корысти жду:
Молю-помолю корысть на двор, —
Женихов за стол.
Кому мы поём, тому добро будёт.
Тому збудётца и не минуётца».
По этой песне «выпада́ть» гадавшему корысть нелестная: девушка не выйдет замуж, если «завечала» выдти, а парень останется холостяком.
9.
«Бежала собака мохната,
Свят вечер. Свят вечер.
Вы..ла г..о суковато.
Свят вечер. Свят вечер.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Свят вечер. Свят вечер.
Тому збудётца и не минуётца.
Свят вечер. Свят вечер».
По этой песне — гадающему «выпада́ть» печаль, слезы и неприятности.
10.
«Сидела я у окошичка,
Свят вечер. Свят вечер.1
Ждала сибе милова,
Не могла дождатися,
Спать ложилася.
Утром стала — спохватилася,
Глежу на сибя — вдова.
Кому мы поём, тому добро будёт,
Тому збудётца и не минуётца».
Эта песня сулит быть вдовой, вдовцом, или за вдовца выдти замуж.
(Все песни записаны П. Вороновым со слов Авдотьи Алексеевны Мутовиной в Пинчугской волости, Енисейского у. Енисейской губ.)
1 Этот припев повторяется после каждого стиха.
Алексей Макаренко. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная сибирь. Енисейская губерния. С.-Пб. 1913.