а) Один из участников игры, представляющий коршуна, садится на землю и копает ямку, остальные все ходят кругом его цепью, держась один за другого. Первый в цепи называется маткою, все же прочие — детками. Ходя кругом коршуна, играющие поют:
Коршун не спит, не лежит, —
Богу молится.
Свечи топятся,
Растопляются,
Стадо гонится,
Разгоняется.
По окончании этого припева, матка приветствует коршуна словами:
— Коршун, коршун, Бог помочь!
— Не в те ворота взошли, — сурово отвечает коршун.
Матка снова ходит и повторяет свой привет. На этот раз коршун благосклонно отвечает «Бог спасет!» А матка продолжает спрашивать:
— Что ты тут делаешь?
— Ямку копаю.
— На что тебе ямка?
— Копеечку ищу.
— Зачем тебе копеечку?
— Иголочек купить.
— Зачем тебе иголочки?
— Мешечек сшить.
— На что тебе мешечек.
— Камешки класть.
— Зачем тебе камешки?
— В твоих детей шугать.
— В чем они повинны?
— Они лук, мак повытаскали и через забор повыбросали.
— Какой у тебя лук, мак был?
— Вот этакой! (показывает рукой вверх, выше себя).
— А у меня маленький был, да и то не съели.
После этих слов матка опять начинает ходить со всей цепью кругом коршуна, припевая:
Колесом, колесом!
Твои дети за лесом
Есть, пить просят!
Коршун, как бы раздраженный этим пением, стремительно бросается на матку со словами: «Кровь пью детей твоих! икры захотел». Матка, защищая своих цыплят от нападения коршуна, говорит: «Икра на базаре, иди покупать». Переловивши всех, начиная с младшего, ставшего позади всех, коршун велит истопить себе баньку. Матка, заколотивши где-нибудь колышек, посылает своего детеныша просить коршуна в баню. «Ты еще мал! — говорит коршун первому посланному; «Ты неопрятен» — говорит он другому; «Поди, почище оденься!» — говорит третьему. Наконец приходит сама матка просить коршуна.
— Какая у вас баня? — чванливо спрашивает он матку.
— Новая, — отвечает та.
— Какой потолок?
— Серебряный.
— Какие тазы?
— Вызолоченные.
— Какие веники?
— С позолотою.
— Нет ли гадов?
— Нету!
— Не хочу я идти, пусть несут меня.
Играющие, схватясь руками, несут коршуна в указанное место. Положивши его там на траву, начинают мыть его, т. е. слегка ерошить ему голову. Этим и оканчивается игра.
(Сообщ. учит. Шуйск. духовн. учил. Владимирская губерния, Шуйск. у.)
б) В Тотемском уезде, Вологодск. губернии (на границе Солигалич. у, Костромской губ.) эта игра чаще называется «Ворон», и в первой свой половине ничем почти не отличается от предыдущего варианта, но начиная с вопроса: «Что мои дети делали?» или «В чем они повинны?» игра продолжается уже так:
— Они всю капусту перерывали.
— Огородом загороди.
— Огород сломают.
— Тыном затыни.
— Оттынют.
— Пирогом закрой.
— Огложут.
— Блином закрой.
— Съедят.
Тут матка закричит: «Блин да сочен!» При этих словах все играющие выставляют по очереди то правую, то левую ногу, спрашивая: «Эта ли? — «Нет». «Эта ли?» — «Нет». Наконец, когда очередь дойдет до последней в веренице, то ворон закричит: «Это!» и бросается стремглав ловить, а матка старается защищать своих деток, передвигаясь всем своим рядом с одной стороны в другую.
(Зап. П. В. Шейном от бывшей дворовой. Игра эта весьма распространена по всей России, как среди корен. населения, так и инородцев)
Великорусс в своих песнях, обрядах… и т.п. Мат. собр. и прив. в пор. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898.
в) Тот, кто «водит», должен изображать ворона. Ворон садится на землю, играющие окружают его и начинают спрашивать хором: «Ворон, ворон, что ты делаешь?» Ворон отвечает: «Ямку рою». — «На что тебе ямка?» — «Иголочку ищу». — «На что тебе иголочка?» — «Мешочек шить». — «На что тебе мешочек?» — «Камешки класть». — «На что тебе камешки?» — «В твоих детей кидать!» После этих слов ворон кидается на окружающих его ребят, стараясь изловить кого-нибудь из них. Изловленный им мальчик и будет в свою очередь сам вороном, а прежний ворон становится в ряды играющих.
Этнографическое Обозрение, кн. 5, Москва, 1890.